Все подробности — в нашем материале.
Что изменится?
На следующей неделе в силу вступает Технический кодекс установившейся практики «Правила обращения с коммунальными отходами». Один из важных пунктов — раздельный вывоз вторичных материальных ресурсов (ВМР). Если бумагу и стекло обслуживающая двор компания собирает отдельно, то вывозить эти контейнеры придется разными рейсами. Смешивать содержимое запрещается.— Ранее можно было наблюдать, как собранные по отдельным емкостям пластик и макулатуру сгружают в кузов одной машины. От сознательных жильцов поступало много вопросов по этому поводу. Мол, зачем нужна сортировка, если при вывозе отходов все идет под один пресс? — обрисовывает былую картину начальник главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ольга Сазонова. — Дело в том, что такая система вывоза отходов не позволяет получить ВМР высокого качества, связана с дополнительными затратами из-за увеличения нагрузки на уже существующие сортировочные линии или заводы, необходимостью создания таких объектов во всех районах страны. Международная практика подтверждает, что развитие раздельного сбора коммунальных отходов является приоритетным по сравнению с практикой сортировки всей массы смешанных КО. Поэтому это остается принципиально важным. Законодательная база постоянно совершенствуется, и сейчас в Техническом кодексе прописан запрет на смешение ВМР из разных емкостей. Это позволит увеличить уровень использования отходов, оптимизировать работу сортировочных линий и поднять степень доверия у населения к раздельному сбору. Теперь каждый наглядно увидит: его работа по ранжированию ВМР не напрасна.
В Техническом кодексе прописан запрет на смешение ВМР из разных контейнеров.
Кстати, к концу этого года ожидают, что уровень извлечения вторсырья из состава коммунальных отходов приблизится к отметке более 25 процентов. Это почти на 3 процента больше, чем в предыдущем году. Повышения достигнут в том числе и за счет вступления в силу новых правил.
Сортировка в каждый двор
Насколько налажена сортировка отходов среди минчан, мы решили выяснить с главным специалистом по информационной работе ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Ниной Кульбедой-Камшиловой. Отправляемся инспектировать дворы в районе станции метро Молодежная. Начинаем с контейнерной площадки за зданием по адресу Кальварийская, 25. Эта локация отдана под офисы. По закону арендодатели должны обеспечить раздельный сбор отходов. На площадке в ряд стоит несколько контейнеров одной из столичных компаний по вывозу мусора. За пределами красуется сетчатая желтая емкость, объемом около двух кубических метров. Сюда призывают класть пластик и бумагу.— Существуют разные системы сбора отходов: в отдельные контейнеры для каждого вида ВМР или емкости для совместного сбора всех вторичных ресурсов. Как правило, в частных секторах устанавливают последние, — отмечает Нина Кульбеда-Камшилова. — Если обслуживающая ваш двор компания установила совместный для сбора ВМР контейнер, то и вывозить эти отходы будет за один рейс.
Если обслуживающая двор компания установила совместный для сбора ВМР контейнер, то и вывозить эти отходы будет за один рейс.
Кстати, качество сортировки в этом дворе специалиста вполне устроило. В корзине для вторсырья лежат картонные коробки и пластиковые бутылки с крышками. В принципе, все как полагается. Единственное замечание — перед выбрасыванием важно уменьшить объем мусора. Бутылки сплющить, коробки смять. Тогда и весь объем контейнера будет максимально использован.
Следующий пункт нашего инспектирования — площадка у дома 31 по улице Кальварийской. Здесь установлено несколько контейнеров для ТКО и два для ВМР — пластика и бумаги. Приподнимаем крышку второй закрытой «корзины»: картонные упаковки от пиццы, яиц, обуви… Нарушений сбора не фиксируем. Нина Кульбеда-Камшилова не без гордости отмечает: культура сортировки мусора у жителей страны растет. Сейчас в контейнерах для ВМР нечасто встретишь неподходящих «жильцов». Основная проблема — емкости для ТКО.
Сейчас в контейнерах для ВМР нечасто встретишь неподходящих «жильцов». Основная проблема — емкости для ТКО.
— Посмотрите, сколько ценных ресурсов отправилось не по адресу! — зовет меня зафиксировать оплошности местных жильцов Нина Кульбеда-Камшилова. — Трехлитровые пластмассовые бутылки, картонные коробки, скомканная бумага — все это можно рассортировать по стоящим рядом контейнерам. А из смешанной емкости для ТКО вряд ли получится извлечь больше 5 процентов сырья. При загрузке в машину вместе с бытовыми отходами, очистками, остатками еды спрессуется и ценный ресурс. А после такой встряски вряд ли из клочка бумаги останется что-то приличное для извлечения.
Существуют разные системы сбора отходов: в отдельные контейнеры для каждого вида ВМР или емкости для совместного сбора всех вторичных ресурсов.
Водитель, не спеши!
В Минске вывоз мусора осуществляет несколько государственных и частных операторов: УП «Спецкоммунавтотранс», УП «Экорес», ОДО «Экология города», ООО «Датком Столица». Для всех новые правила станут обязательными к исполнению. А это значит, что режим работы нужно пересмотреть. Чтобы не потерять экономическую выгоду, можно подкорректировать график вывоза отходов. Например, если на участке контейнер с бумагой заполняется медленно, специально приезжать за небольшим количеством содержимого каждую неделю не нужно. Ему хватит и ежемесячной «головомойки». Главный критерий — санитарно-эпидемиологические нормы. Проще говоря, чтобы мусор не источал зловонный запах.Еще один возможный вариант усовершенствования работы — установка контейнеров для смешанного сбора ВМР. Например, бумагу и пластик можно класть в одну емкость. Тогда количество рейсов за вторсырьем сократится.
— ОДО «Экология города» установила на большинстве обслуживаемых нами площадок контейнеры для смешанного сбора ВМР. Поэтому из-за вступления в силу ТПК «Правила обращения с коммунальными отходами» особых изменений в ход работы нам не придется вносить, — посвящает в планы компании заместитель генерального директора по развитию ОДО «Экология города» Владимир Масленников. — Мы вывозим контейнеры по мере заполняемости, не нарушая санитарно-эпидемиологические нормы.
tychko@sb.by