Звучание дружбы
Как с улыбкой признается Валерий Николаевич, самое главное для начала — увлечь малышей.— Когда детвора приходит в первый раз, обычно с восхищением смотрит на трубу: медный духовой инструмент едва ли не обгоняет по росту первоклассников. Надо с ним новичка в первую очередь подружить. Показать, как устроен вентильно-пистонный механизм, рассказать, что трубы бывают едва ли не 20 видов. А вдобавок поведать историю: примерно с XVII века во многих государствах существовал даже такой чин — трубач, который подавал сигналы тревоги, построения и так далее. Мальчишкам такие рассказы нравятся, и необходимый контакт потихоньку завязывается.
— Валерий Николаевич, наверняка весомым аргументом служит и то, что десятки ваших воспитанников в настоящее время играют в симфонических, джазовых, народных оркестрах. Они нашли себя в жизни, стали известными музыкантами.
— Безусловно! Детки поначалу играют и получают удовольствие от самого процесса, не думая о каких-то регалиях и материальных благах.
— Смотрю на вашу «Стену славы» (дипломы, грамоты, разнообразные кубки) и искренне восхищаюсь. Какой большой за этим стоит труд.
— Наши ребята действительно сильные. Из поколения в поколение! Ведь традиции — большая вещь.
Инструментальный подход
— А как все начиналось?— Это был 1992 год. Сложное время… Но мы рискнули. Едва-едва наскребли с десяток человек, желающих у нас заниматься. Помнится, как ехали на первый международный фестиваль, а инструментов катастрофически не хватало. Даже пришлось просить их в разных Домах культуры нашего региона. А организовали мы оркестр вместе с Петром Мазюком, с которым когда-то вместе учились в Гродненском музыкальном училище. Он родом из Поречья, а я попал сюда по распределению.
— Знаю, что вы достаточно рано стали директором музыкальной школы.
— Да, в неполных 25 лет. О карьере директора, понятное дело, я не мечтал. Однако пришлось руководить людьми, которые вдвое, а то и более старше меня. А время сложное. Помнится, нужно было срочно купить фортепиано. Я — на фабрику музыкальных инструментов. И что вы думаете? Там очередь на 36 лет вперед… Пришлось, как модно было говорить в те времена, доставать. Порой, чего греха таить, нужно было решать вопросы традиционным способом.
— Это как?
— Через бутылку, — смеется Валерий Николаевич. — Иначе жди годами у моря погоды.
— Но теперь-то подобные проблемы в прошлом.
— Да, и за это стоит сказать отдельное спасибо нашему Президенту! Именно он инициировал возрождение производства белорусских фортепиано, баянов, аккордеонов и гитар. Выпускается и фортепиано с символичным названием «Беларусь». И вообще, производство музыкальных инструментов (качественных и к тому же относительно недорогих) было возрождено.
Вдохновение, помноженное на трудолюбие
— Вы уже много лет занимаетесь музыкальным образованием. Берете малышей-несмышленышей и терпеливо учите их постигать прекрасное. Легко ли эта наука им дается?— Труба (а в основном мы с ней работаем) — такой инструмент, что для качественной игры на ней требуются не только и не столько талант, сколько вдохновение и трудолюбие. Нужны усидчивость, сила воли. Конечно, поначалу малышам тяжело даже физически: руки могут уставать и неметь. Важно заметить этот момент и дать ребенку возможность вовремя отдохнуть, поиграть, словом, сменить сферу деятельности. Учителю необходимо быть не только профессионалом своего дела, но и тонким психологом.
— Валерий Николаевич, образцовый оркестр «Поречье VIP band» — победитель и лауреат множества конкурсов, в том числе международных. Скажите, вам сложно искать мотивацию, выступая, скажем, в 80—90-местном зале небольшого агрогородка?
— Давно изучил психологию ребят, поэтому отвечу однозначно: для нас нет разницы, где выступать — в большом городе или в деревушке. У оркестра есть своя планка, ниже которой он в любом случае не должен опуститься.
— Понятно. Скажите, а аббревиатура VIP в названии оркестра — это что, принадлежность к элите?
— Вовсе нет! Это просто заглавные буквы имен основателей оркестра — Валерий и Петр.
— Ваш оркестр приятно слушать, а также смотреть на музыкантов…
— Традиционно много времени мы уделяем слаженным движениям во время дефиле. На торжественных мероприятиях (а их до 30—40 в год!) шествуем впереди всей праздничной колонны. Очень красиво, когда идет «коробка» из 36 человек (6х6). Люди останавливаются, делают селфи. Поэтому остановки и повороты отрабатываем до автоматизма, часами оттачивая все нюансы. А еще у нас есть девочки-мажоретки, которые тонко чувствуют ритм, выглядят на все сто, задают эмоциональный тон всему красочному действу и создают позитивное настроение.
Билет в будущее
Организатор необычного оркестра, его дирижер, идейный вдохновитель и бессменный руководитель Валерий Сак говорит о своем детище с нескрываемой теплотой и любовью:— Есть множество новых планов и идей. Мне 60 лет, большинству моих воспитанников гораздо меньше — по 10—15. Но взаимопонимание полное! Любопытно, что те, с кем мы начинали в начале 90-х, уже сами давно мамы и папы, некоторые стали бабушками и дедушками. Пересмотрев на досуге архивные видеозаписи старых выступлений, могу смело сказать: мы прогрессируем, находимся на правильном пути. Наши детки не обделены талантом, а обстановка в небольшом и дружном коллективе поистине семейная. И нынешний директор музыкальной школы Татьяна Ивановна Гайс — выходец из нашего оркестра. Легко находим общий язык, что также располагает к творчеству. Парни и девушки отлично понимают, что их тяга к миру звуков и ритмов, виртуозное владение музыкальными инструментами станет для них своеобразным билетом в будущее. Не перестаю удивляться кипучей энергии детей и подростков!
В ТЕМУ
Почти половина школьников из агрогородка Поречье учатся и в музыкальной школе. Здесь выстроена и десятилетиями дает результат система по поддержке талантливой молодежи. Показательный факт: 26 юных дарований — стипендиаты специального фонда Президента.
kozyrev@sb.by