Жемчужина Беларуси Нарочанский край 80 лет назад был окружен отнюдь не туристическим ореолом. Война здесь не закончилась и после изгнания гитлеровских оккупантов. Мы продолжаем знакомить читателей со злодеяниями польских банд в освобожденной от гитлеровцев Западной Белоруссии. Сегодня речь пойдет о треугольнике Свирь — Мядель — Кобыльник (так назывался до 1964 года нынешний агрогородок Нарочь).
Местечко Свирь «за польским часэм» (1921—1939 гг.).
Тайное совещание
В октябре 1943 года комиссар партизанской бригады имени Ворошилова Ф. Марков информировал начальника Центрального штаба партизанского движения Пантелеймона Пономаренко о том, как он пытался наладить связи с польским вооруженным подпольем на территории Беларуси и активизировать его на совместную борьбу с гитлеровскими захватчиками: «Эти мои стремления провалились, потому что я в это время еще не знал о тайной польской инструкции, в которой основным лозунгом было: «Организовываться, вооружаться и выжидать удобного момента для выступления».В частности, Марков сообщал:
«В мае 1943 г. член польской организации Антон Нурмо (Кмитиц) начал организацию польского легиона в районе Мядель — Свирь. Я всеми силами начал завязывать с ними связь. 3 июня 1943 г. около оз. Нарочь состоялась моя встреча с польским комендантом Кмитицом. На этой встрече Кмитиц мне предложил координацию действий против немцев, повседневную связь. О своих целях, границах будущей Польши ничего не говорил, отвечая, что правительства сами после войны разберутся, а нам надо совместно воевать».
Однако сотрудничество продолжалось недолго:
«20 августа 1943 г. от своих агентов я узнал о тайном совещании командного состава и руководства подпольных организаций польского легиона, где даже было установлено: производить списки коммунистов, советских активистов, убивать коммунистов, разлагать советские отряды, компрометировать советских партизан и в определенный момент обезоруживать советских партизан».
Бойцы АК: служба в полиции, дружба с СД…
Совсекретный отчет Вилейского подпольного обкома КП(б)Б «О борьбе с польскими националистами», датируемый 20 ноября 1943 года и хранящийся ныне в Национальном архиве Беларуси, гласит (текст приводится дословно):
«В августе 1943 г. бр. им. Ворошилова был разоружен польский легион Кмитица количеством в 300 чел. При разоружении были арестованы как польские националисты — командир бригады Чехович Антон, действовавший под кличкой Антон Нурмо, Кмитиц, редактор газеты «Декадник жолнежа» Лилива-Барковский Зигмунд Иосифович, пом. офицера разведки Клевядо Михаил под кличкой Ящемб, нач. штаб легиона Нецинский Зигмунд Антонович, офицер информации Вишневский Петр Янович под кличкой Острог и др. всего в количестве 17 человек командно-политического состава и 22 чел. солдат легиона, до этого добровольно служивших в полиции, принимавших активное участие в операциях против партизан».
Жолнеры Армии Крайовой.
Некоторые подробности такого участия приводятся в докладной записке командира партизанской бригады им. Н. Ф. Гастелло В. Манохина «О действиях польских националистов в Вилейской области», датированной концом января 1944-го:
«Поведение легионеров… стало еще более наглым. В районе Кобыльника одним плютоном польских легионеров были пойманы 5 советских партизан, 4 из них убежали, а 5-й, как выяснилось после, расстрелян. В м. Жодишки из автомата была обстреляна группа советских партизан, причем один тяжело ранен. 24 января 1944 г. были пойманы 5 партизан из литовского отряда Ивана Ивановича и расстреляны. Наряду с активизацией боевых действий по уничтожению мелких групп советских партизан усилили антисоветскую агитацию. Призывали население всеми способами вредить партизанам, вылавливать и разоружать мелкие группы, не давать ни хлеба, ни других продуктов.
Кроме этого, командование польских легионов повело переговоры с немцами и СД с целью получить от них оружие и договориться о совместных действиях против советских партизан».
«Из дезертиров и всякой сволочи»
Увы, как и повсеместно в Западной Белоруссии, после изгнания гитлеровцев долгожданные мир и спокойствие наступили далеко не сразу. И виной тому — действия все тех же отрядов Армии Крайовой, легионеров которых современная польская историография именует «партизанами», а советские документы и другие исторические источники — белополяками. Читаем справку ЦК КП(б)Б «О политической обстановке в Свирском районе Вилейской области» от 3 октября 1944 года:
«Бывшие офицеры польской армии Лутович, Лапошко, братья Вансевич и Петрусевичи организовали бандитские группы из дезертиров и всякой сволочи и терроризируют местное население, убивают партийный и советский актив. Так, 30 августа 1944 г. на территории Нестаничского и Выголевичского сельсоветов группа польской банды, во главе которой стоит Римша, между деревнями Леановичи и Свайки совершила террористический акт на директора Сморгонского лесхоза Глазкина и его работника Сувилова. Оба были тяжело ранены, Сувилов после тяжелых ранений умер. 2 сентября 1944 г. в совхозе Добровляны был убит этой же бандой один милиционер из охраны совхоза, который охранял рыбаков во время рыбной ловли… В ночь на 6 сентября 1944 г. был сделан налет польской банды около 30 чел., вооруженных винтовками и гранатами, на советский самолет, который сделал вынужденную посадку на территории Вишневского сельсовета».
И этим список злодеяний легионеров вовсе не исчерпывается. Привести документ целиком не позволяет газетная площадь, однако даже краткие выдержки из него красноречивы:
«6 сентября 1944 г. в Жуклинском сельсовете… один из неизвестных попросил у тов. Битерева закурить и схватил его за глотку, стянул с телеги и потащил в лес. 8 сентября труп Битерева был найден в лесу, Битерев зверски замучен, выломаны руки, срезана голова.
15 сентября 1944 г. тяжело ранен секретарь Ритенского сельсовета товарищ Герасименок. В 5 часов этого же числа убит гр-н дер. Большое — Туралис…
12 сентября 1944 г. между дер. Свойгин и Замечек в 12 часов дня убиты председатель Выголенского сельсовета т. Балжко, участковый уполномоченный Касьянов и уполномоченный РК Плотников…
27 сентября 1944 г. в дер. Потребичи убит депутат Кутьковского сельсовета тов. Терея Франц».
О том, как Нарочанский край вернулся к мирной жизни и как отряды советских «истребителей» из НКВД зачищали Свирский район Вилейской (а затем Молодечненской) области от белопольских банд, мы расскажем в следующем выпуске «Спецхрана».
Мастера вероломства и провокации
Из закрытого письма ЦК КП(б)Б командирам партизанских соединений и руководителям подпольных парторганизаций «О военно-политических задачах работы в западных областях Белоруссии» (февраль 1943 года):
«Иметь в виду, что польские националисты — хорошие конспираторы, мастера вероломства и провокации. Необходимо иметь особую осторожность и изощряться в методах работы с ними, чтобы не пасть жертвой провокации. Польские националисты будут засылать и засылают уже в наши отряды своих представителей, маскирующихся под лояльно настроенных людей, для выведывания обстановки, замыслов, выявления актива и разложения наших отрядов. Таких надо выявлять, уничтожать».
Финал Кмитица
«Обезоруженная и арестованная польская бригада в результате следствия, которое вел нач. опергруппы тов. Бер (НКВД), была разделена на три категории. I категория (50 человек с командованием бригады) были расстреляны, II категория (80 человек) были распущены без оружия по домам, III категория (70 человек) была отдана в отряд Мрачковского, которому была дана задача собрать все остальные взводы польского легиона (100 человек), которые во время обезоруживания находились на задании».Из информации комиссара партизанской бригады им. Ворошилова Ф. Маркова начальнику ЦШПД П. К. Пономаренко «О польском легионе Кмитица».
osipov@sb.by