Вечный огонь на Кургане Бессмертия в Полоцке зажигали три Героя Советского Союза

Традициям чести — жить!

Продолжаем цикл публикаций о символах нашей памяти — Вечных огнях, которые зажжены в Беларуси

Когда на Софийском соборе поют колокола, их звон будоражит верхушки берез в парке у подножия Кургана Бессмертия. А блеск куполов, отражаясь в волнах Западной Двины, играет на ступеньках десятиметрового холма, подбираясь к факелу с Вечным огнем. Вот такая удивительная перекличка святынь, разделенных рекой. Эта связь так же крепка и нерушима, как и связь поколений. 

Горит огонь победный

На Кургане Бессмертия в Полоцке две точки Вечного огня. На вершине сооружения есть специальная площадка с факелом. Этот факел в честь погибших героев зажигают по праздникам. А у подножия из центра пятиконечной звезды тоже вырывается алое пламя. Святой огонь в память о тех, кто не вернулся домой... Здесь, на полоцкой земле, при освобождении от немецко-фашистских захватчиков погибло около 200 тысяч защитников Отечества.

Курган Бессмертия был создан горожанами в память о героях-земляках и освободителях, — рассказывает директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Тамара Джумантаева.


— Он сооружен из пепла сожженных деревень и из земли, привезенной с многочисленных братских могил Беларуси и России. Есть тут и землица с Брестской крепости-героя, с кладбища советских воинов на Ольшанах в Праге. Чтобы насыпать десятиметровый холм, пришлось использовать 2,5 тысячи кубометров грунта. Над грандиозным проектом работал весь город. И что удивительно — справились за 14 дней…
По замыслу бывшего главного архитектора Полоцка Николая Глазунова, Курган Бессмертия символизирует собой братскую могилу всех воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны в разных уголках Беларуси. У его подножия — мраморная плита, под ней во время строительства Кургана была заложена капсула с посланием к будущим поколениям полочан. Эту капсулу с призывом ценить свободу, беречь мир и не забывать о подвиге земляков-героев достали, как и предписывалось, в ­2017-м. Теперь она хранится в музее. 

А тогда, 3 июля 1966 года, около 80 тысяч полочан и гостей города участвовали в торжественной церемонии открытия мемориала. Под звуки реквиема «Вечная слава героям» Вечный огонь зажигали сразу три легендарных Героя Советского Союза — Виктор Иванович Еронько, Борис Гаврилович Гетц и Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко. 

Факел доставили на «Яве» 

Нам повезло разыскать человека, который лично привез на открытие Кургана Бессмертия в Полоцк факел с Вечным огнем. Константину Бахно тогда было 22 года, работал электромонтером на «Полоцк-Стекловолокне»:
— Вместе с друзьями-комсомольцами после рабочей смены бежали на всенародную стройку в Задвинье. Сотни людей принимали участие в закладке Кургана — как мы могли оставаться в стороне? У меня тогда была красивая, ухоженная «Ява». Когда холм практически насыпали, нас с ребятами позвали в горком. Объявили: создается отряд мотоциклистов, которому предстоит доставить из Минска Вечный огонь…
Константин задачу воспринял как честь. «Эстафета Вечного огня» — так назывался марафон. В путь отправились полтора десятка мотоциклов «Ява» и три тяжелых, с колясками, К-750. А возглавил отряд мотоциклистов лейтенант ГАИ Виктор Жуков. 

— Нас подготовили: дали специальные комбинезоны, у каждого — красивый шлем танкиста и специальная лента на груди, — Константин Бахно показывает фотографии, которые и сегодня бережно хранятся в семейном альбоме. — Выехали утром, переночевали в Минске в гостинице. А на следующий день зажгли от Вечного огня на площади Победы специальный факел — и в обратный путь. В качестве связи — милицейская рация…

Константин Бахно.

Путешественников встречали торжественно, прямо у Кургана Бессмертия. Из рук в руки они передали факел Героям.

— Все было очень красиво, искренне и проникновенно — до слез. Люди волновались, — отмечает участник эстафеты. — Полочане пришли семьями, были делегации с предприятий, множество ветеранов с орденами, пионеры в красных галстуках… Были и представители воинских частей. Помню, солдатики выстроились на лестнице, ведущей к вершине холма. Стоят как вкопанные в почетном карауле. Мы факел несем. А на улице жарища неимоверная... Молоденький хлопчик вдруг стал терять сознание, автомат из рук чуть не выпал — но парень удержался! Настолько сильным было чувство важности момента… 


И слава общая, и боль 

Хорошо помнит открытие Кургана Бессмертия подполковник в отставке Николай Сушков. 56 лет назад он и сам принимал участие в его создании:

— Я тогда служил командиром роты мотострелкового полка в военном городке Боровуха. Все воинские подразделения повзводно работали на Кургане. Сил нужно было много — холм же насыпали вручную. Мы с солдатами становились в цепочку, передавали ведра. Носили землю и в вещмешках. У нас в 37-й танковой дивизии служили ребята со всех респуб­лик ­СССР. Так и в годы войны за полоцкую землю плечом к плечу воевали белорусы, россияне, украинцы, казахи, узбеки… Победа была общей, и боль потерь на пути к ней — тоже. Вечный огонь на Кургане Бессмертия — память всенародная. Что сейчас стало с людьми? 

Николай Сушков.

Сегодня ветеран Великой Отечественной войны пристально следит за политической обстановкой в мире и не может сдержать негодования:
— Как можно разрушать мемориалы, осквернять память предков? К чему приведет ненависть? В годы войны я сержантом прошел от Киева до Львова, освобождал Украину. В моем отделении было два грузина, казах и украинец. Никому никогда в голову не приходило разделять людей по национальному признаку, считать землю «своей» и «чужой», указывать, на каком языке говорить. 
Рассуждая о попытках внешних сил переписать нашу общую историю, Николай Филиппович подчеркивает: этого следовало ожидать. Он вспоминает, как на территории Украины приходилось воевать не только с немцами, но и с бандеровцами. Как потом, уже в 1990-х, встречаясь с украинскими однополчанами, разделял их беспокойство за явные проявления национализма со стороны молодого поколения. И как сам встречал в Хмельницком молодчиков, насмехающихся над ветеранскими мундирами: ходят тут, мол, вояки, железяками громыхают… За безопасность бывших фронтовиков тогда волновались даже посторонние — из концертного зала, по словам Николая Сушкова, их однажды выпускали через черный ход. Во избежание возможного инцидента с местными буянами... Подполковник сетует:
— К сожалению, полностью истребить фашизм в ходе Второй мировой войны не получилось. Спустя десятилетия его ростки снова проявились. Их надо вырывать с корнем. Чтобы не пришлось будущим поколениям вновь насыпать курганы и зажигать вечные огни.

Такого же мнения придерживается и полочанка Татьяна Старикова. Мастер швейной фабрики принимала участие в закладке Кургана вместе с четырехлетним сыном. Муж военный, оставить ребенка было не с кем. Маленький Саша Стариков (сейчас он подполковник медслужбы) тоже носил землю. Насыпал прямо в пилотку и тащил вверх. Так и вырастают патриоты…

Теперь это святое место и Вечный огонь дают силы новым поколениям. Совсем скоро полочане повторят историческую эстафету 1966 года. Около десятка юных велосипедистов совершат марш-бросок в Брестскую крепость, и 9 Мая факел с «Огнем Победы» будет доставлен к Кургану Бессмертия. Традиции чести и славы на белорусской земле жили, живы и будут жить.





begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter