Совместное заседание комиссий Парламентского собрания Союзного государства прошло в «Великом камне»

Топливо для инноваций

В рамках мероприятия были рассмотрены актуальные проблемы и перспективы развития рынка газомоторного топлива. Основное внимание уделили состоянию рынка, развитию производственной и сбытовой инфраструктуры, разработке и реализации программ обновления подвижного состава с учетом перехода на газомоторное топливо. Кроме того, участники заседания обсудили роль предприятий Беларуси в поставках техники, использующей газомоторное топливо, на российский рынок и перспективы совместных проектов.


Как отметил заместитель министра энергетики Денис Мороз, в мире наблюдается тренд на увеличение использования газомоторного топлива: 

— Эксперты прогнозируют, что в 2030 году доля газомоторного топлива составит порядка 10 процентов общего объема потребления топлива в мире. Беларусь не стоит в стороне от этих треков.

При этом, по его словам, важным аспектом перспектив развития применения природного газа в нашей стране является ценовой фактор: 

— Сейчас надо обратить внимание, что бизнес сам реагирует на изменение коммерческих составляющих. Например, малый и средний бизнес, такой как таксопарки, в настоящий момент активно переходит на использование сжиженного и компримированного природного газа. Это приводит к тому, что Беларусь, например, занимает по результатам 2023 года 3-е место по дешевизне стоимости транспортных услуг в сфере такси. Наши таксисты переходят на природный газ, и это позволяет снижать их затраты на эксплуатацию автомобилей и тем самым снижать затраты на оказание соответствующих услуг. 

Заместитель министра энергетики подчеркнул, что в Беларуси есть четкое понимание, что любой вид топлива имеет свои плюсы и минусы. В нашей стране всегда подходят очень осторожно к глобальным переходам и трансформациям. 

— Здесь надо отметить, что для Беларуси природный газ сам по себе является импортным продуктом, что оказывает определенное влияние на наши стратегии по развитию применения природного газа, — заметил он. — После ввода атомной электростанции у нас существует ряд государственных программ, принимаются нормативно-правовые акты, направленные на стимулирование увеличения электропотребления в стране. Одно из существенных направлений в этой работе — как раз развитие электротранспорта, который, безусловно, является конкурентом для газомоторного топлива. 

Кроме того, Денис Мороз отметил, что в Беларуси имеются достаточно широкие компетенции в промышленном секторе по производству транспорта, оборудования, использующего газомоторное топливо, которые также могут применяться и в России. Были названы такие предприятия, как БелАЗ, МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш», Новогрудский завод газовой аппаратуры. 

— Например, Минский автомобильный завод развивает газомоторное направление уже более десяти лет, — подчеркнул он. — За этот период предприятие реализовало преимущественно на экспорт свыше 1700 единиц техники на природном газе. То есть у нас в этом плане есть достаточно серьезные компетенции, мы можем это производить и поставлять на любые рынки. На нашем производственном гиганте БелАЗ в прошлом году уже был подготовлен первый в мире 130-тонный карьерный самосвал, работающий на сжиженном природном газе. Хочу обратить внимание: несмотря на то, что это первый такой образец, он пользуется спросом, и уже заключен договор на поставку техники в Новокузнецк. 

Денис Мороз также отметил, что сельскохозяйственную технику на газомоторном топливе в нашей стране производит компания «Гомсельмаш». В Гомельской области на данный момент уже эксплуатируется 50 газомоторных комбайнов:

— В Беларуси готовы и далее продуктивно сотрудничать с Россией в сфере промышленного производства газомоторной техники, оборудования и комплектующих и приветствуют расширение кооперационных связей в этом направлении, — резюмировал заместитель министра энергетики. 

В свою очередь, генеральный директор компании «Газпром гелий сервис» Любовь Бриш сообщила, что завод по производству сжиженного газа будет построен в Минской области на территории индустриального парка «Великий камень». Его возведение должно занять семь месяцев, а сдача в эксплуатацию запланирована на 2025-й. 

Любовь Бриш отметила, что у Беларуси есть потребность и интерес в производстве сжиженного природного газа: 

— Была достигнута договоренность с Правительством Беларуси о строительстве завода по аналогии с таким же производством в Волгоградской области. 

Она также пояснила, что соглашение с «Великим камнем» было подписано еще в 2023 году: 

— Нам выделили земельный участок для первой очереди. Мощность завода будет около 4 тысяч тонн в год, или 0,4 тонны в час. Этого достаточно, чтобы снабжать автотранспортные предприятия и закрыть потребности БЕЛАЗа и МАЗа на текущем этапе.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter