Как в России
Снижение числа угонов автомобилей в России в 2021 году составило почти 30 процентов. Такую цифру озвучили в своем исследовании эксперты компании «АльфаСтрахование». Как подчеркивают специалисты, опрошенные «СОЮЗом», исследование, конечно же, не претендуют на полноту, так как фиксирует только число обращений по КАСКО в офисы конкретных компаний. Но «повышенный интерес» угонщиков к определенным маркам и моделям, а также общую динамику угонов можно оценить.Так, лидерами по числу угонов стали Hyundai Santa Fe и Mitsubishi Outlander — 12 и 11 процентов соответственно. В пятерке самых угоняемых также KIA Rio, кроссоверы Sportage и Sorento. Шестая строчка рейтинга тоже за корейцем — на кроссовер Hyundai Tucson приходится пять процентов обращений за выплатой.
Оставшиеся позиции в первой десятке угонов занимают японские автомобили и немецкий Volkswagen Polo (восьмое место). На седьмом месте — Toyota Camry, на девятом — Toyota RAV 4, на десятом месте — Land Cruiser Prado.
Таким образом, половина популярных среди угонщиков марок приходится на автомобили южнокорейских брендов, японского концерна Toyota и популярной немецкой марки.
По данным МВД России, за 11 месяцев прошлого года зарегистрировано более 1,7 тысячи угонов автотранспорта, этот показатель меньше, чем в 2020 году. В ведомстве также отмечают, что раскрываемость угонов в прошлом году достаточно высокая, она составила 96 процентов.
Как рассказал наш эксперт по автомобилям Сергей Бургазлиев, присутствие в Топ‑10 автомобилей южнокорейских и японских марок объясняется просто: эти марки наиболее популярные у российских автолюбителей. Их больше всего на рынке, отсюда и угоняются они чаще. Причем снижение числа угонов, по мнению эксперта, имеет не только «коронавирусную причину».
«У машины, угоняемой в России, три пути для «всплытия». Первый — оказаться с перебитыми номерами в южном регионе страны, второй — быть разобранной на запчасти, третий — «переехать» в страну бывшего СССР», — перечисляет Сергей Бургазлиев. Он отметил также, что в ушедшем году спрос на авто серьезно превышал предложение, народ активно пошел приобретать машины на вторичном рынке. Это тоже сказалось на активности угонщиков.
Как в Беларуси
Мотивы, по которым угоняют машины в Беларуси, разные, но преобладающий — быстро разобрать и продать на запчасти. «Спрятать» авто в Беларуси, перебив номера, практически невозможно. Все, как говорится, под контролем. Да и характеристики автопарка («всего» порядка трех миллионов «легковушек» и их достаточно преклонный возраст) больше настраивают правонарушителей на то, чтобы угнанная машина побыстрее попала именно в разборку. Поэтому наиболее часто встречающиеся рекомендации для автовладельцев, которые регулярно озвучивает МВД Беларуси, таковы: поменять сигнализацию после покупки с рук и поставить авто на охраняемую стоянку с видеонаблюдением. «Статистика угонов в Беларуси гораздо позитивнее, так как найти угнанную машину в республике проще», — резюмирует российский эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев.Какие авто угоняют в Беларуси
По данным МВД Беларуси на начало 2020 года, чаще всего в республике угоняют автомобили производства ВАЗ, Volkswagen и Audi. Реже — Subaru, Saab, Porsche, Jeep, Dodge, Lancia. За 2019‑й угнано 596 авто, вернули владельцам 552 машины. Чаще других угоняют в Минской, Брестской и Гомельской областях, реже — в Витебской.Тарас Фомченков
taras@rg.ru