![](/upload/iblock/96f/96f4aaff9bac603d5915e25386840776.jpg)
Олег Дьяченко, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, ректор Академии последипломного образования:
![](/upload/iblock/a31/a31341eee1905577d1fda5b1dbbf6709.jpg)
Не мешало бы возвратиться к бытовавшей еще в советское время и отлично зарекомендовавшей себя практике составления характеристик на выпускников школы.Наряду с аттестатом характеристика-рекомендация позволила бы официально проинформировать приемные комиссии об индивидуальных особенностях личности старшеклассника, в сжатой форме представить своеобразное портфолио, в котором могут быть отражены его основные достижения, увлечения, интересы…
За годы учебы в учреждении общего среднего образования происходит формирование психологической культуры личности, приобретаются умения и навыки исследовательской и общественной деятельности. Поэтому централизованное тестирование или централизованный экзамен позволяют выявить и зафиксировать степень общеобразовательной подготовки учащегося, его потенциал, способность к дальнейшему личностно-профессиональному росту.
Могу предположить, что ЦЭ в перспективе придет на смену ЦТ. Но система ЦТ устоялась, всем понятна, проверена многолетней практикой, объективна и прозрачна для контроля общества и государства. Почему я перечисляю эти положительные моменты?
Потому что считаю: новая модель отбора абитуриентов обязательно должна учитывать все плюсы ЦТ. Но быть более совершенной по форме и содержанию — это то, что от нас требует время.Можно услышать недовольство, дескать, в образовании всегда какие-то изменения. Но надо понимать, что это именно та сфера, которая должна трансформироваться. Здесь нельзя плестись в хвосте, необходимо работать на опережение, чтобы видеть перспективу, находить ценные кадры, готовые к открытиям и прорывам в нашей стране.
Полагаю, что после обсуждения будет принято правильное решение, в основе которого — принципы объективности, прозрачности и, самое главное, справедливости оценки предметных знаний.
А пока мой совет педагогам и ученикам: не зацикливаться на форме аттестации (она вторична), а уделить внимание содержанию обучения и качественному освоению учебных предметов.Юрий Миксюк, директор Республиканского института контроля знаний:
![](/upload/iblock/0ab/0ab03ac7126b3f461f6f15c6f3bcfc2a.jpg)
Что касается централизованного экзамена по окончании школы, то, с одной стороны, следует учитывать ограниченные временные рамки, с другой — формат. Это обязательный экзамен, и его будут сдавать (пусть даже и с возможностью определенного выбора предметов) абсолютно все выпускники.
Это предполагает масштабные организационные моменты для каждого дня испытаний. Поэтому количество таких экзаменов требует разумных ограничений. На мой взгляд, в рамках ЦЭ можно сдавать не более трех предметов, а лучше два.Еще надо запланировать и резервные дни. Результаты по ЦЭ должны быть учтены в аттестатах. У нас будут сжатые временные рамки, но это реально.
Какие предметы, на мой взгляд, стоит сдавать во время ЦЭ? Безусловно, один из государственных языков. Мне близок подход, когда в качестве обязательного рассматривают и математику. Это тот предмет, который развивает логику, умение системно мыслить, широко используется в специальностях не только естественно-научных, технических профилей, но и гуманитарных. Тем не менее второе испытание может быть (на выбор выпускника) и по предмету.
При поиске оптимальной схемы вступительной кампании мы не должны забывать о выпускниках прошлых лет, ежегодно составляющих около 20 процентов от общего количества абитуриентов. Они могут все тестовые испытания пройти в форме ЦТ.Думаю, правильным направлением развития вступительных испытаний будет эволюционный путь, когда тестовая форма дополняется заданиями другой формы. Пример — олимпиады, вступительные испытания целевиков, собеседования, скажем, в творческие вузы. Достаточно сделать одно профильное испытание в университете обязательным — и у абитуриента появится шанс и необходимость продемонстрировать логику своих рассуждений, умение аргументировать и выстраивать доводы и доказательства. Одновременно это гармонизирует подготовку абитуриентов, выделит и задаст важную траекторию школьной подготовки. А существующие коррупционные риски могут быть нивелированы использованием современных технических средств и оборудования.
![](/upload/iblock/a44/a44f59e18d366f87c55061fa17ecf158.jpg)
— Я абсолютно спокойно воспринял новость о возможных изменениях в организации итоговой аттестации и вступительной кампании. Скажу больше, порадовался. Если появится такой вариант (сдал два ЦЭ и сразу получил два сертификата для поступления), это серьезно упростит выпускникам жизнь.Посудите сами, количество стресса сокращается. Если мне не надо будет сдавать математику, а можно будет выбрать тот предмет, который необходим для поступления, — еще лучше. У меня химико-биологический профиль в школе, мечтаю поступить в медицинский, стать пластическим хирургом. Естественно, предпочту сдавать химию или биологию на ЦЭ. Что касается изменений тестовых заданий, то волнение есть, но я верю в силу подготовки. У меня прекрасные учителя по этим предметам. Например, в прошлом году специально проходил репетиционное тестирование по биологии. И уже тогда, в 10‑м классе, набрал 78 баллов. Это огромная заслуга педагогов.
azanovich@sb.by