Что нужно для лучшей адаптации к климатическим изменениям? Какова роль болот? И как Мировой океан влияет на погоду в Беларуси? Об этом беседа с директором Института природопользования НАН Беларуси, заведующим Центром климатических исследований Сергеем Лысенко.
Градус идет вверх
— Сергей Александрович, многие пожилые люди, сравнивая прошлое с настоящим, говорят, что морозы в последние годы уже не те, да и снега редко выпадает много. Что случилось с климатом?— Растет температура. На Земле она увеличивается со скоростью 0,02 градуса в год. Такого, чтобы менее чем за сто лет выросла на градус, в известной нам истории еще не наблюдалось. Были периоды оледенения, межледникового потепления, но нынешний случай уникален.
— Какие факторы провоцируют глобальные перемены?
— Человеческая активность способствует усилению парникового эффекта. Зимой уменьшается площадь снежного покрова, в Арктике — льда, возникают открытые почвы, которые поглощают солнечное излучение и от этого еще больше нагреваются. Помимо антропогенных факторов, есть и естественные. Сюда входят внутренние квазициклические вариации температуры и солености океана, ледовитости Арктики, потоков тепла на границе между атмосферой и океаном. Все это может даже затушевывать антропогенные изменения климата, как это было в 1945—1975, 1998—2013 годах, когда температура земного шара практически не возрастала.
— А у нас в стране, регионе потепление идет быстро?
— Если посмотрим на среднюю температуру в Беларуси за 2000—2019 годы, то она возросла на 1,8 градуса по сравнению с климатической нормой. А если выделим во временном ряду систематическую (антропогенную) компоненту, то увидим, что ее рост с 1960 по 2019 год составил примерно 2,5 градуса, то есть 0,04 в год. Это в два раза быстрее, чем по планете.
— И к чему это ведет?
— Этот тренд не так плох. К нему всегда можно адаптироваться. Но проблема в другом. Если сравнивать соотношение годовой суммы осадков и годовой испаряемости, то до 2000 года баланс был положительный на всей территории Беларуси. Затем стал отрицательным фактически во всей южной части страны. Граница нулевого баланса проходит в центре Беларуси. Изменения климата негативно сказываются на продуктивности сельского и лесного хозяйства.
Помимо прочего, увеличиваются аномальные временные отрезки жары, которые до 2000 года были редкими, сейчас же их частота увеличилась в четыре раза. Они наблюдаются как минимум раз в два года по всей территории Беларуси, а в южных регионах и того чаще. Плюс еще отрицательная тенденция — уменьшение уровня грунтовых вод примерно с 2011 года. В период интенсивной мелиорации на Полесье они опустились примерно на полтора метра. С середины 1980-х шло их медленное восстановление, однако с 2011-го уровень грунтовых вод вновь начал резко понижаться.
Листья выпадают в осадок
— Почему так происходит? Болота сравнивают с легкими. Выполняют ли они сегодня свою функцию?— Влияние болот в зависимости от многих факторов распространяется на прилегающую территорию от 400—600 м до 5—7 км. В условиях Полесья эта величина в основном оценивается в 1,5—3 км. Заболачивание территории должно приводить к увеличению уровня грунтовых вод и уменьшению континентальности климата на прилегающей местности: годовой ход температуры становится более плавным, ее суточная амплитуда уменьшается, влажность увеличивается, весенние заморозки прекращаются в более ранние сроки, осенние наступают позже и так далее.
Мы сейчас выполняем работу по оценке влияния лесистости и заболоченности Полесья на микроклимат и количество местных осадков. Хотим провести компьютерное моделирование: заменить одну подстилающую поверхность другой и посмотреть, как это отразится на микроклимате. О результатах говорить рано, в следующем году планируем завершить эту работу.
— Какие шаги необходимо предпринимать на уровне государства?
— С одной стороны, из потепления можно вынести выгоду. Например, уменьшится длительность отопительного сезона за счет теплых зим. Получится сэкономить энергоресурсы, будут меньше затраты на коммунальные услуги. С другой стороны, летом экстремальные волны тепла, вероятно, приведут к тому, что люди чаще станут использовать вентиляторы — значит, возрастет потребление электроэнергии. Относительно сферы сельского хозяйства: разработана национальная стратегия по его адаптации к изменению климата, в которой указано, какие культуры выращивать, в каких регионах, в какие сроки, чтобы урожайность была высокая. Адаптация — это комплексная работа, которая должна выполняться биологами, аграриями, почвоведами и другими специалистами.
— Чего ждать в ближайшее десятилетие?
— Интенсивного зимнего потепления. Конечно, могут быть и экстремально низкие температуры в холодную пору года. Глобальное потепление этого не исключает. Но в целом будет происходить систематическое температурное повышение. Если в 1960—1990 годах было зимнее потепление, в 1990—2000-е — летнее, то с 2011 года вновь быстро пошли вверх зимние температуры, а рост летних замедлился.
Уменьшение высоты снежного покрова, частые оттепели приведут к тому, что запасы влаги на период снеготаяния будут малыми. Это означает повышение вероятности раннего наступления засух. Однако при этом ожидается увеличение количества летних осадков, способных компенсировать дефицит почвенной влаги.
Ла-Нинья нам не страшна
— Как составляются прогнозы?— Есть долгосрочные (на сезон) и сверхдолгосрочные (более чем на три месяца). Составлять прогнозы — дело сложное и неблагодарное. Оправдываемость их невысокая. Кратко- и среднесрочные более точные. Детальный делается лишь на две недели вперед. Это связано с тем, что атмосфера — хаотичная среда. И через 14 дней ее состояние не будет зависеть от начальных данных.
Когда делается сверхдолгосрочный прогноз, мы опираемся на инерционные предикторы — характеристики Мирового океана, ледовитость Арктики и так далее. Если посмотреть на данные по температуре Мирового океана для последних месяцев, можно заметить, что в тропической зоне Тихого океана формируется отрицательная фаза южного колебания. Есть теплая фаза этого колебания — Эль-Ниньо, есть холодная — Ла-Нинья. Так вот примерно с августа формируется Ла-Нинья. Для зим с Ла-Нинья характерны морозы и повышенное количество осадков в Северной Америке, особенно на Аляске и в Канаде. В Европе этой зимой может располагаться гребень атмосферного давления со свойственной ему теплой погодой, однако влияние Ла-Нинья на Европу гораздо менее выражено, чем для Северной Америки.
Так что на нашем континенте ожидается мягкая зима, в Беларуси в среднем на 1,4 градуса выше нормы. Осадки близки к норме. Возможен даже устойчивый снежный покров. В декабре предвидятся минусовые температуры, средняя за первый зимний месяц — минус 2,3 градуса, картина схожа с 2018 годом. Январь будет теплым, февраль — близок к норме: примерно минус 4,3 градуса. Такой холодный февраль в последний раз был в 2012-м.
МОРОЗ В УДАРЕ
В Беларуси самой холодной была зима 1939/40 года, когда средняя температура за три месяца составила минус 10,9 градуса, что на 6,9 градуса ниже климатической нормы. В эту зиму зафиксированы абсолютные минимумы температуры воздуха за весь период наблюдения. До сих пор не побит температурный рекорд 17 января 1940 года, когда в Толочине было минус 42,2 градуса. Этот день стал исключительно холодным и для Минска — 39,1 градуса мороза.
БЫТЬ В ПЛЮСЕ
Зима 1989/90 года стала самой теплой в Беларуси. Тогда средняя температура воздуха составила минус 0,1 градуса, что превышает климатическую норму на 3,9 градуса. Теплее всего той зимой было в Бресте 21 февраля 1990 года, когда столбик термометра поднялся до 17,2 градуса тепла. В Минске самый теплый зимний день отмечен 25 февраля 1990 года, когда температура воздуха достигла плюс 13,6 градуса.
yankovich@sb.by