— Еще несколько лет назад в региональных СМИ был очевидный дефицит хороших аналитических материалов, в том числе по острой социальной и политической проблематике. Спокойный темп работы, концентрация где‑то на локальных проблемах не позволяли отвечать деструктивным силам как следует. Но время изменилось — региональные журналисты всегда в гуще событий, а аналитика вышла на первый план.
— Сразу после событий 2020 года стало понятно, что в эфире должно быть больше аналитики, она просто необходима. Если не анализировать факты и события, это может привести к серьезным последствиям.
Люди должны высказывать свое мнение по поводу происходящего в стране и за рубежом, поддерживать родную Беларусь. Поэтому на телеканале стали наращивать общественно‑политический контент.В ноябре 2022‑го появилось общественно‑политическое ток‑шоу «В полный голос». Проект, созданный за счет средств целевого сбора на производство национального контента, был поддержан Министерством информации и хорошо себя зарекомендовал. Понимаем, что сегодня не каждый посмотрит телеэфир, поэтому программа выходит не только на телевидении, но и выкладывается в соцсети. Выпуски, а также их фрагменты выходят на YouTube‑канале, в виде постов в других мессенджерах. Это позволяет нам отследить реакцию зрителей — она положительная и всегда живая.
На проект приглашаем региональных экспертов, в нем участвуют и иностранные гости. Ведь их опыт, видение ситуации позволяют расставить важные акценты. В гостях были жители Литвы, Латвии, Польши, Украины, которые рассказывали нашим зрителям, что происходит у соседей в действительности. Важно было услышать и то, как там показывают Беларусь. Как правило, эти картинки не совпадают с реальностью. Частые гости программы — коллеги, представители средств массовой информации. Главные редакторы районных и областных изданий всегда откликаются на предложения обсудить текущую повестку.
— Как региональный «Клуб редакторов»?
— Именно! Идею Владимира Перцова, тогда министра информации, и председателя Белтелерадиокомпании Ивана Эйсмонта создать в каждом регионе общественно‑политическое ток‑шоу подхватили с радостью. Для нас цель этого проекта очевидна: донести четко, взвешенно, но в то же время без купюр общественно‑политическую повестку.
В регионах много журналистов, которые хотят говорить и с удовольствием это делают. Неспроста мы и назвали программу «В полный голос». Живем в такое время, когда молчать, особенно журналистам, просто нельзя.— Благодаря проекту расширился список региональных экспертов. Сегодня на медийном поле видим с хороший десяток крепких спикеров, которые могут, а главное готовы, рассуждать на самые острые темы. Как удалось открыть новые имена?
— Это люди, которым было что сказать, но отсутствовал опыт публичных выступлений, работы в кадре. На первых эфирах чувствовались волнение, зажатость, но с каждой новой программой все это уходило. Если посмотреть, что имели в 2022 году и сейчас, — прогресс колоссальный. Наши спикеры почувствовали себя свободно, научились четко выражать свои мысли, а когда стали видеть отклики на программу, еще больше воодушевились. Плюс программы в том, что мы действительно открыли новые имена. К примеру, проректор по учебной работе Белорусско‑Российского университета политолог Наталья Вологина настолько раскрылась в кадре, что стала ведущей собственной авторской программы «Поэтому народный». Первый ее выпуск зрители уже увидели 2 ноября на «Беларусь 4. Могилев». В проекте она рассказывает об уникальном пути нашего государства и мудрых и дальновидных решениях Президента, которые повлияли на жизнь страны. Есть там и сравнительный анализ. К примеру, какие решения принимали политики на Западе и к чему это привело.
— Название программы «В полный голос» просто обязывает открыто заявлять о своей позиции. На ваш взгляд, о чем сегодня нужно говорить громко, в полный голос?
— Когда в 2020 году общество раскачивали, беседовала со знакомыми, которые не до конца, а некоторые и вовсе не понимали, что происходит. Теперь эти люди признают, как были слепы и глупы, поддавшись деструктивным воздействиям. В чем, на мой взгляд, то главное, что удалось сделать журналистам? Мы разъяснили людям, показали и рассказали, какая колоссальная роль государства и Президента в том, что у нас такая прекрасная Беларусь. Ведь за каждой очевидной вещью, казалось бы мелочью, стоит титаническая работа. А некоторых вещей в жизни людей вообще могло бы не быть, если бы власть не создавала для этого условия.
Возьмем самое простое — декретный отпуск. Женщина имеет возможность быть дома, воспитывать ребенка, получать деньги. Прекрасно понимаем, что такая модель работает далеко не везде. Откуда берутся средства на это? Их дает государство. И все, что поступает в виде налогов в казну, направлено на развитие страны. В той же Украине, где не единожды гостила, видела другую ситуацию — выделяемые средства просто не доходили до конечной цели. Порой люди даже не задумываются об этом. Так вот наша задача — говорить и объяснять, что роль государства в жизни каждого человека просто неоценима. Поэтому мы и должны стоять плечом к плечу с государством и Президентом.
— Могилевская школа журналистики — одна из самых сильных. Сейчас на экране много ярких молодых имен. Виталина Петрусевич, например, которая настолько раздражает наших противников, что вошла в число номинантов крупнейшего оппозиционного экстремистского ресурса на премию «Адская пропаганда года». Искренняя, бескомпромиссная — молодежь сегодня такая?
— У нас появилось действительно много толковой молодежи. Она смелая и яркая. Меня как руководителя, безусловно, это очень радует. В программе «В полный голос» Виталина выступает шеф‑редактором. Несмотря на молодой возраст, она отлично чувствует повестку, прекрасно анализирует факты. И таких ребят много — Алина Бабарыкова, Егор Малейко, Сергей Пеклин, Марта Милосердова. Искренне радуюсь, что есть такие молодые кадры: они не боятся сказать, что думают и чувствуют. Это сформированные, цельные личности.
Приятно, что региональной прессе Глава государства, Министерство информации уделяют пристальное внимание. У нас есть возможность высказаться, реализовать намеченные планы. Конечно, берет гордость, когда наши материалы разлетаются по стране. Это означает, что делаем свою работу на хорошем, качественном уровне. Это повышает творческий дух журналиста и самого коллектива, помогает развиваться дальше. Регионы и региональные журналисты — универсальные солдаты. Один человек может выступать режиссером‑постановщиком, ведущим, сценаристом. И это помогает сформироваться крепкому ядру региональных каналов. Могу сказать точно: те, кто попадает из региональной прессы на республиканские каналы, — всегда высококвалифицированные специалисты с хорошей школой.
— Какие новые проекты ждать зрителю в ближайшее время?
— При поддержке Могилевского обл‑ и горисполкома запускаем целый ряд новых проектов. Программа «По‑хозяйски», к примеру, рассказывает о том, как люди благодаря поддержке государства, законам, принятым Президентом, смогли изменить свою жизнь к лучшему. «Наше дело» покажет по отраслям, как в сравнении с 90‑ми годами шло развитие Могилевской области, что мы имеем теперь. То, как мы развиваемся, — это только наше дело, и советы извне нам не нужны. Идею для программы «Рабочее настроение» подсказал сам Глава государства, который акцентировал, что нужно показывать людей труда. Поэтому запускаем проект, где в кадре работники наших предприятий, они и есть главные герои сегодня. Приятно, что программы «По‑хозяйски» и «Наше дело» возьмут на «Первый информационный». Все эти проекты работают на имидж нашего государства.
sedunova@sb.by