Почему утилизационный сбор на автомобиль иногда утилизирует семейный бюджет?
Сначала ты упорно копишь деньги, потом наконец-то покупаешь автомобиль — старенький, подержанный, словом, из недорогих (в пределах 10 тысяч долларов). Но вот спустя месяц-другой, когда ты еще толком не успел нарадоваться покупке, тебе сообщают: заплати-ка еще столько или почти столько в качестве утилизационного сбора. Мягко говоря, неприятно, особенно если ты точно знаешь, что уже по закону уплатил этот сбор…
Примерно в такую ситуацию попали сразу несколько читателей СГ, о чем они рассказали редакции. На поверку все истории кажутся примером вопиющей несправедливости. Но так ли все просто на самом деле?
Житель Миор купил машину Ауди-100 1993-го года выпуска всего за 40 миллионов рублей. Но оказался должен за нее вдвое больше.
— Все требования ГАИ и таможенных органов я выполнил еще до постановки машины на учет, в том числе уплатил утилизационный сбор в размере 819 тысяч рублей, иначе автомобиль просто не зарегистрировали бы. Но через три недели Витебская таможня прислала мне свое решение, в котором сообщала, что я не в полном объеме уплатил этот сбор и теперь должен им 88 миллионов рублей, — сетует горе-покупатель.
Бесспорно, что на сумму, выставленную в счете за утилизационный сбор, этот человек мог купить другой, гораздо лучший автомобиль. А уплачивать такие деньги за столь старое транспортное средство — полный финансовый абсурд!
Жительнице Шарковщины повезло немного больше. Она купила более новый и дорогой автомобиль — Ситроен С5 2005 года выпуска, но доплатить за это удовольствие по решению все той же Витебской таможни она должна еще почти 45 миллионов рублей. Утилизационный сбор в 75 миллионов рублей таможенники рекомендуют заплатить и автовладельцу из Глубокого. Пока хозяева неудачных покупок недоумевают, откуда взялись такие колоссальные суммы, на новый сбор каждый день капает пеня — тоже немалая, учитывая выставленные таможенниками счета.
Но откуда могли взяться такие действительно сумасшедшие, особенно для жителей регионов, цифры?
4 февраля этого года был подписан указ Президента № 64 Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств — именно этим документом апеллируют таможенники, доказывая свою правоту. По нему минимальные коэффициенты 0,1 и 0,15 к базовой ставке утилизационного сбора применяется для транспортных средств категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Для юридических лиц этот коэффициент составляет 8,26 к базовой ставке утилизационного сбора. Ориентируясь на него, Витебская таможня и пересчитала утилизационный сбор для указанных выше покупателей.
Однако все трое утверждают, что покупали машины для личного пользования у частных лиц — на каком же основании к ним применили этот коэффициент?
«Эту машину в России купил гражданин Беларуси и ввез ее в нашу страну для личного пользования. Позже без регистрации автомобиля в МРЭО и без уплаты утилизационного сбора он продал ее мне на автомобильном рынке в Минске. Я купила эту машину тоже исключительно для личного пользования», — пишет в своем обращении об отмене повышенного утилизационного сбора в Государственный таможенный комитет жительница Шарковщины.
«Я купил свой автомобиль в России у физического лица тоже для личного пользования. Кому-то продавать его в ближайшее время не планировал. Когда начал оформлять машину, оказалось, что у меня не все документы для оформления утилизационного сбора. В таможне мне сказали, что я их могу получить либо в Москве, где купил машину, либо сделав счет-справку в Витебске. Разумеется, мне было удобнее съездить в Витебск, что я и сделал. Но потом оказалось, что именно эта счет-справка послужила основанием для пересчета коэффициента не в мою пользу. Поэтому я не согласен с решением таможни и обратился в суд, — делится в свою очередь печальным опытом с «СГ» житель Глубокого.
Счет-справка послужила основанием для пересчета утилизационного коэффициента и в случае покупки жительницы Шарковщины. Бывший владелец автомобиля предложил ей оформить необходимую для регистрации в МРЭО счет-справку в ЧП «Свайп». В свою очередь таможня расценила это как принадлежность автомобиля юрлицу и вынесла в отношении него решение об уплате повышенного утилизационного сбора.
Очевидно, что происходит какая-то путаница с документами. Люди, особенно в райцентрах и деревнях, не в курсе всех юридических нюансов, поэтому следуют советам буквально каждого встречного — в том числе и продавца автомобилей на рынке. В то же время, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, а в данном случае еще и обязывает платить, причем кругленькие суммы. Вот и к некоторым обратившимся с этой проблемой в «СГ» читателям уже готовы прийти судебные приставы и описать имущество в счет уплаты утилизационного сбора и накапавшей на него пени.
— На мою машину наложили арест. Ездить на ней я, конечно, могу. Но если не выиграю дело в суде, ее у меня конфискуют, — говорит житель Глубокого.
Неужели тупик, выйти из которого нельзя, кроме как расставшись со своими кровно заработанными? Или все же есть в этой истории правые и виноватые?
В своих ответах возмущенным автовладельцам Витебская таможня и Государственный таможенный комитет Беларуси указывают на закон — подписанный в феврале указ. И по бумагам они действительно правы. А по совести? Ведь в данном случае очевидно, что люди не занимались какими-то финансовыми махинациями, не пытались кого-то обмануть — купили дешевые автомобили, заработать на которых вряд ли у кого-то получится.
Возможно, чтобы люди вместе с утилизационным сбором не утилизировали и собственный семейный бюджет, таможенные службы должны более четко информировать их обо всех нюансах при оформлении документов. Уж они-то точно должны знать, какие документы требуются и какие коэффициенты кому полагаются, а не присылать автовладельцам своеобразные «письма счастья» спустя месяц после законного оформления автомобилей.
Кстати, подобные случае, как удалось выяснить «СГ», зафиксированы только в Витебской области. В Гомельской области было девять похожих ситуаций, но там людей уличили в том, что в таможенные органы и в ГАИ они подавали разные документы на один и тот же автомобиль. Эти дела даже были переданы в следственный комитет, но в возбуждении уголовных дел было отказано, тем не менее нечестных автовладельцев обязали уплатить повышенный утилизационный сбор. Впрочем, это совсем другая история…
Тем временем в Витебской области автовладельцы настроены решительно. Не согласные с решением таможни обратились в суд. Уже есть прецеденты в Полоцком районе, когда через суд решение Витебской таможни было отменено. Как рассказала «СГ» адвокат автовладельца из Глубокого, в этом случае удалось признать недействительность счет-справок, а, следовательно, и отменить повышенный утилизационный сбор.
То есть другие автовладельцы тоже могут избежать уплаты столь колоссальных сумм таможне. Но на обоснование своей правоты в таможне и суде они потеряют время, деньги и нервы.
Мне же пока не дает покоя тот факт, что подобное происходит только на Витебщине. Если учесть, что люди у нас, в общем-то, одинаковые, то напрашивается вывод, что разный подход к делу у самих региональных таможенных комитетов.
Яна МИЦКЕВИЧ, «СГ»
P.S. Газета была уже подписана в печать, когда в редакцию поступил комментарий Государственного таможенного комитета. В следующем номере мы продолжим эту интересную тему.