К Дню города на минской гостинице «Турист» вновь появится восстановленная мозаика Александра Кищенко «Беларусь партизанская». Символично, что дело отца продолжает его сын — также Александр Кищенко. Он трудится в мастерских «Белреставрации», где сохранилось чуть более половины оригинального творения. Это все, что удалось спасти год назад со стены, с которой осыпалась смальта панно.
Реставраторы работают над восполнением утраченных фрагментов мозаики.
Сейчас уцелевшие фрагменты разложены по полу, их составляют в единую композицию и продумывают, как будут заполнять утраченные фрагменты. Над этим работает команда профессионалов во главе с научным руководителем Александром Климашенком.
Мозаика выполнена в 1973 году Александром Кищенко в соавторстве со Славой Соколовым. Внесена в Госсписок историко–культурных ценностей.
Если старая смальта приобреталась в начале 1970–х годов в украинском Лисичанске, то новую для восполнения утраченных фрагментов закупали в Санкт–Петербурге. Они слегка отличаются, но разница эта заметна лишь специалисту. Научный руководитель поясняет:
— Петербургская более глянцевая, ее качество выше.
Чтобы старая смальта не меркла на фоне новой, ее почистят, отшлифуют, покроют лаком. Впрочем, сейчас достаточно только обрызгать ее водой, и фрагменты композиции блестят как новенькие!
Разглядывая кусочки панно, я задаюсь вопросом: а может, проще было выложить композицию из нового материала, не усложняя себе работу с остатками оригинального творения? Климашенок категорически не согласен:
— Мы бережно сняли со стены все, что осталось. И более того, собрали осыпавшуюся смальту с земли. Поэтому люди будут созерцать почти первозданное произведение искусства, а не новодел.
Сын мастера, который своими руками составляет фрагменты разрушенной мозаики воедино, подчеркивает:
— Это была первая подобного рода композиция в Минске. Я считаю, что в ней — квинтэссенция творчества Кищенко.
Виктор Барабанцев участвовал в создании панно "Беларусь партизанская". Александр Кищенко восстанавливает работу отца
Александр считает подарком судьбы возможность работать с произведением, которого касались руки отца. Он — опытный реставратор. Участвовал в восстановлении Мирского и Несвижского замков, минских театров — оперного, юного зрителя, Купаловского, в строительстве Дворца Независимости. Формовка, лепка, монтажи — многие техники освоил «с колес», не оканчивая техникумов и академий.
В восстановлении панно участвует Виктор Барабанцев. Он в начале 1970–х монтировал оригинальную работу на стену «Туриста». Вспоминает:
— Со мной работали еще трое ребят. Я за свой труд тогда смог купить квартиру.
Нынче расценки не столь большие, но все эти люди сейчас собрались вместе в мастерских «Белреставрации», потому что понимают важность возвращения Минску его достопримечательности. Важно успеть к Дню города. Осталось всего ничего — полгода.
Кстати
Одна из основных причин разрушения созданного в 1970–е годы панно — коррозия арматурной сетки. Между панелями были плохо заделаны щели, туда проникал теплый воздух, и осенью, зимой на внутренней поверхности образовывался конденсат. Промерзали стеновые панели. Бетон разрушался. И шедевр погибал.
По мнению Александра Климашенка, восточная часть мозаики сохранилась хуже из–за вибрации от проходящих под землей поездов метро.
Чтобы восстановленная композиция продержалась как можно дольше и ее не постигла участь предыдущего панно, специалисты БНТУ разработали особую технологию крепления к стене методом торкретирования: нанесения на поверхность бетонных или железобетонных конструкций слоя бетона или других строительных растворов (штукатурки, глины). Раствор (торкрет) распределяется под давлением сжатого воздуха, в результате чего частицы цемента плотно взаимодействуют с поверхностью конструкции, заполняя трещины, раковины и мельчайшие поры. Так повышаются прочность, морозостойкость произведения искусства.
vk@sb.by
Советская Белоруссия № 44 (24674). Суббота, 7 марта 2015