Родом из детства
Александр Адабашьян родился в первое послевоенное лето в Москве в семье Артема Карповича Адабашьяна и Валентины Никитичны Бархударовой. Мать преподавала немецкий язык, отец сначала работал инженером, а затем — начальником главного комитета в Министерстве монтажно-строительных работ.«Я — москвич. Хорошо помню свое детство, оно меня сформировало, — признавался он в одном из интервью. — В последние годы занимаюсь детским кинематографом и еще больше погружаюсь в воспоминания. Мой отец был высокопоставленным чиновником, но при этом я вырос во дворе вместе с детьми рабочих. Мы жили в доме между Нижней и Верхней Масловкой и замечательно жили. К сожалению, наш дом снесли, и даже от двора не осталось следа».
Александр учился в спецшколе с углубленным изучением французского языка, занимался в театральной студии и участвовал в спектаклях на французском языке. Но его главной страстью было рисование. И он поступил в Строгановское училище на факультет художественной обработки металлов (сегодня это Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова). Во время учебы Адабашьяна призвали в армию, и он три года прослужил в ракетных войсках. После демобилизации продолжил обучение и в 1971 году получил диплом.
Притяжение кино
Точкой отсчета в его кинодеятельности можно считать 1970 год, когда он стал художником-декоратором в дипломном фильме своего друга Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны».«Уже в старших классах решил поступать в Строгановку, — вспоминал Александр Артемович. — Поступил со второго захода. Так бы я и стал художником, если бы не познакомился с Никитой Михалковым. На четвертом курсе я с ним над его дипломной картиной поработал, потом был «Свой среди чужих…». Так меня и затянуло в кино. Папа, технический человек, сокрушался, что я на такую скользкую творческую стезю встал. А мама, чистый гуманитарий, была не против».
Также в начале киношной карьеры, в 1971 году, Адабашьян в качестве художника-постановщика принял участие в съемках короткометражного фильма «Петрухина фамилия» — это был режиссерский дебют Сергея Никоненко. А в 1972-м вместе с оператором Павлом Лебешевым участвовал в съемках документального фильма о промышленной кооперации.
Картина «Раба любви» создавалась в атмосфере сотворчества.
«Бери Страдивари…»
В 1974 году Адабашьян как художник-постановщик взялся за картину «Свой среди чужих, чужой среди своих», ставшую режиссерским дебютом Михалкова в полном метре. Здесь Александр Артемович и сам снялся в небольшом эпизоде. Впрочем, в фильмах Никиты Сергеевича он еще не раз занимался подобным «совместительством»: в «Рабе любви» сыграл режиссера немого кино, в «Родне» — нагловатого официанта, который, отвечая на вопрос коллеги, какую скрипку купить ребенку, не моргнув глазом посоветовал: «Бери Страдивари, хорошая скрипка!..»В «Неоконченной пьесе для механического пианино» Адабашьян был и художником, и сценаристом. А в некоторых лентах и вовсе блистал сразу несколькими гранями своего таланта, выступая как сценарист, художник и актер: «Пять вечеров» (главный инженер), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (господин в Петербурге), «Очи черные» (медработник в санатории). Случалось и чистое лицедейство (в картине «12» — судебный пристав, в фильме «Утомленные солнцем-2: предстояние» — партийный функционер), и чистое литераторство, как в «Солнечном ударе» по мотивам произведений Ивана Бунина.
С Марчелло Мастроянни на съемках фильма «Очи черные».
Французский дебют
В 1990 году Адабашьян дебютировал как режиссер во Франции с фильмом «Мадо, до востребования» по роману Симоны Арес. Картина продвигалась сложно, общий язык с автором литературной основы режиссер нашел не сразу. Тем не менее на Каннском фестивале фильм был включен в программу «Перспективы французского кино» и получил награду.В 1997 году Александр Артемович поставил в Мариинском театре оперу «Борис Годунов», а в 1998-м — «Хованщину» в театре «Ла Скала». В 2002 году зрители увидели на телевизионных экранах детективный мини-сериал «Азазель» в его постановке.
Муж, отец, дед
Адабашьян был женат дважды. Его первая супруга Марина — сестра известного кинооператора Павла Лебешева. Они счастливо прожили всего три года — к сожалению, Марина рано ушла из жизни. С Екатериной Шадриной они поженились в 1979-м и вместе до сих пор. Александр считает себя счастливым отцом и дедом, у него две взрослые дочери Александра и Екатерина и семеро внуков.Всё лучшее — детям
Вместе с режиссером Анной Чернаковой Александр Артемович сейчас с азартом занимается детским кино. Написал сценарии к семейным картинам «Собачий рай», «Жили-были мы», «Про Лелю и Миньку», «Катя-Катя». Все они нашли своего зрителя, который по-прежнему с большим интересом следит за творчеством этого удивительного человека.От детектива до комедии
Адабашьян не раз «изменял» Михалкову с другими режиссерами, тоже выступая в разных ипостасях. Например, в «Сибириаде» Андрея Кончаловского, брата Никиты Сергеевича, за кадром был художником-постановщиком, а на экране предстал как продавец ювелирных изделий.Вместе с Михалковым и Кончаловским написал сценарий боевика «Транссибирский экспресс».
В детективе «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: собака Баскервилей» Игоря Масленникова сыграл дворецкого Джона Бэрримора. Сказанная им с неподражаемой интонацией фраза «Овсянка, сэр!» тут же ушла в народ.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: собака Баскервилей».
Как актер также снялся в комедиях Аллы Суриковой «Московские каникулы» и «Человек с бульвара Капуцинок», мистической драме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», фильмах Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву», «Поцелуй», «Храни меня, мой талисман» и многих других картинах.
«Полеты во сне и наяву».
В 2022 году в прокат вышла трагикомедия «Родители строгого режима» Никиты Владимирова, где партнерами Адабашьяна стали Алиса Фрейндлих и Евгений Ткачук. Всего он сыграл в более чем 50 фильмах и сериалах.
«Родители строгого режима».
Адабашьян написал сценарий для картины «Рецепт ее молодости» Евгения Гинзбурга и драмы «Собибор» Константина Хабенского. Он один из авторов сценария комедии «Настя» Георгия Данелии и к его же мультфильму «Ку! Кин-дза-дза».
Сразу несколько сценариев Александр Артемович создал вместе с известным чилийским режиссером Себастьяном Аларконом, окончившим ВГИК и долгое время работавшим в Советском Союзе. По этим сценариям сняты картины «Выигрыш одинокого коммерсанта», «История одной бильярдной команды», «Испанская актриса для русского министра», «Косухи».
pepel@sb.by