Посещая филиал «Домостроение» шкловского Завода газетной бумаги, Президент коснулся вопроса создания частных подворий на селе. Вроде бы для этого все есть: шкловское предприятие продает свои каркасно-щитовые дома в Евросоюз, а саму продукцию Президент назвал отличной. Однако речь не только о сбытовых заслугах конкретного предприятия. По сути, Президентом была затронута целая группа острых социально-экономических вопросов.
Откуда проблемы в деревообработке?
В Беларуси существует колоссальный резерв внутреннего спроса на домостроение. Дома и дачи строят годами, без проектов, своими силами, в условиях нехватки средств и внятного плана действий. Одновременно от покупки дома в деревне многих отпугивает необходимость его ремонтировать и перспектива затяжной стройки. Казалось бы, для каркасного домостроения из местных материалов с высокой добавленной стоимостью отличная ситуация. Производи и продавай!
Но на деле имеется ряд проблем. Модернизация отрасли проводилась в условиях высокой стоимости готовой продукции на рынках, однако впоследствии условная цена плит ДВП и ДСП упала почти вдвое. Цену эту сейчас диктует не только спрос и предложение, а в том числе крупные международные концерны, о которых Президент упоминал. Искусственно низкая цена позволяет держать рынок закрытым для других игроков, поскольку, хотя ими и используется дешевое местное сырье, само по себе производство достаточно энергоемко. Пока его очень тяжело окупить.
Как по этому поводу выразился Президент, необходимо «застолбить за собой полгектара земли и обеспечите жизнь не только своим детям, но и внукам».Кризис в деревообработке наблюдается и в России. Там попытки борьбы с черным оборотом леса и вывозом его в Китай привели к массовым поджогам для маскировки мест нелегальных вырубок. Из-за массового черного экспорта данная сфера у наших соседей практически не развивается, а лес выгодно вывозить в КНР в первую очередь потому, что китайские тарифы на электроэнергию ниже, чем в Сибири. А значит, его переработка будет дешевле, чем в России, и ниже конечная цена продукции.
Но нет худа без добра. Пока данная ситуация в российской отрасли сохраняется, Беларусь может и должна конкурировать с россиянами, по крайней мере, за счет внутреннего спроса на продукцию деревообработки. Именно здесь необходимо сказать пару слов о перспективах каркасного домостроения.
Вариант решения жилищной проблемы
Сейчас «семейные подворья», о которых говорил Президент, в Минске есть, но функционируют они весьма специфическим образом. Значительная часть горожан (в первую очередь старшее поколение) сезонно проживает в дачных кооперативах. Однако одновременно практически повсеместно там существуют проблемы с недоплатами за электроэнергию, кроме того, садовые товарищества имеют более высокий коэффициент оплаты за электричество по сравнению с сельской местностью. Отдельный вопрос — это размер таких участков, который во многих случаях составляет всего 4 сотки, что крайне мало. Соседи фактически заглядывают друг другу в окна.В сельских населенных пунктах ситуация лучше. В отличие от дачных кооперативов в деревнях подведены инженерные коммуникации, а также применяются льготные тарифы на газ. Поэтому при введении в строй АЭС может быть решена основная проблема — отопление новых домов в тех случаях, когда отсутствует газ или подводить его к дому достаточно дорого.
Плюсов у конкретной местности может быть масса: лес, озеро, удаленность от промышленных предприятий и так далее. Свободной земли за пределами Минского района большое количество. Практически вся область имеет хорошую сеть транспортного сообщения, что важно для тех, кто не имеет своего автомобиля, но вынужден периодически выезжать в столицу.
В то же время Минск наиболее платежеспособен, и при этом столичная застройка требует значительного разукрупнения. То есть в перспективе может быть создано настоящее «Подмосковье» с хорошей инфраструктурой и транспортом. Это же, в принципе, относится и к прочим областным центрам: привлекательные регионы с дешевой землей позволят укрепить малые и средние города в иных областях.
По аналогичному принципу застройки формируются пригороды крупных западных городов, да и в целом сельская местность в ЕС. Безусловно, отдельный вопрос — это рабочие места в области, но европейская практика показывает, что там сначала распродают земли, а потом вокруг них формируется некий набор рабочих мест.
К примеру, этим летом в СМИ активно пиарили продажу домов на итальянской Сицилии за минимальную цену. Сделано это было в том числе потому, что в регионе очень дорогое электричество, отсутствуют теплосети и горячая вода, а многие «виллы» представляют собой брошенные халупы, состоящие только из стен. И хотя регион весьма привлекателен для туризма, его развитие связано с большими издержками. Именно поэтому будущим владельцам не просто продают за бесценок брошенное жилье, но и требуют от них инвестировать фиксированные средства в местную экономику и отремонтировать жилье в кратчайший срок.
Собственно, белорусам не нужно изобретать велосипед, но в данном случае необходимо защитить и интересы деревообрабатывающей отрасли.
Цена вопроса
С точки зрения законодателя целесообразно связать выделение земли и льготного кредита с закупкой дома у государственного предприятия. В случае с автомобилем «Джили» практика кредитования зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, несмотря на огромную конкуренцию в автомобильной отрасли. Стоимость двухэтажного типового дома, собранного на белорусском производстве, составляет около 10 тысяч долларов. По сути, это цена автомобиля, который есть практически в каждой минской семье. Однако, учитывая возможность 5-процентного кредитования, нагрузка для семейного бюджета не будет ощутимой. Более того, она позволит решать жилищный вопрос как минимум в несколько этапов. Например, вариант жилья в пригороде поможет молодой семье, имеющей наследственную квартиру родителей, разъехаться с ними и при этом продолжить копить средства на собственную квартиру. Мера также поможет регулировать рентабельность застройки: Президент недавно говорил о том, что цены в строительной отрасли завышены и искусственно удерживаются в основном за счет рынка жилья в столице.Кроме того, массовое строительство деревянных домов может стать локомотивом для деревообработки. Одновременно будет решаться целый комплекс социальных проблем в регионах, которые связаны с предприятиями данной отрасли.
С точки зрения индивидуального строительства важным и привлекательным фактором является скорость. Собрать каркасный дом можно за неделю силами бригады из 4 — 5 человек. Спрос в Беларуси на такие дома есть, но сейчас его реализует на рынке частник, применяя импортированные из России дома. Соответственно, за счет посредничества конечная стоимость увеличивается в 1,5 — 2 раза. Затем такие дома еще и пытаются перепродать дороже. Более того, были прецеденты мошеннических схем, когда у заказчика брали предоплату на постройку типового дома или бани, а затем исчезали.
Но отдельная проблема — это нулевой маркетинг, которым у нас очень слабо умеют заниматься. Белорус, безусловно, голосует рублем, но для такого голосования ему необходимо знать, что товар вообще есть.
Поэтому государству давно пора обратить внимание на рынок каркасного домостроения. И это не вопрос сбыта продукции одного комбината. В перспективе это возможное решение целой группы проблем. Как по этому поводу выразился Президент, необходимо «застолбить за собой полгектара земли и обеспечите жизнь не только своим детям, но и внукам». Год малой родины для таких инициатив подходит как нельзя кстати.
Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания.