ОАО «МАЗ-Купава» успешно освоило выпуск импортозамещающей техники

Свои колеса катят лучше

Недавно во время выставки «Национальная безопасность. Беларусь-2024», которая проходила в Минске, широкой публике впервые был представлен белорусский автомобиль для перевозки ценностей. Это разработка предприятия «МАЗ-Купава». Автомобиль имеет броневую защиту второго класса. Салон выполнен с полускрытым бронированием. Кроме водителя, в нем могут разместиться три сотрудника инкассаторской службы. Техника разработана для замены в нашей стране инкассаторских автомобилей импортного производства на отечественные.


СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— В Беларуси могут создавать конкурентоспособную технику с использованием отечественных материалов и комплектующих. Тут и доказывать ничего не надо. Мы можем. Необходимо принять меры по обеспечению максимальной технологической независимости и созданию условий для устойчивой работы экономики, не зависящей ни от каких санкций. И это стратегическая задача для нашего промышленного комплекса.

Во время совещания о состоянии и задачах развития промышленности, 9 апреля 2024 года

Технологичный ответ 

И это не единственная новинка, которая разработана предприятием за последнее время. В условиях санкционного давления на наш рынок перестали поставляться многие виды специальных машин. В том числе и для нужд скорой помощи. Ранее медики часто использовали продукцию немецкого автопрома. Сейчас — только белорусские машины. С 2022-го в стране реализуется социальный проект по обновлению парка автомобилей скорой медицинской помощи. За два предыдущих года медучреждения из каждого региона республики уже получили 44 новых авто. А в конце июня 2024-го 22 новые машины появились в учреждениях здравоохранения Барановичей, Бобруйска, Дзержинска, Копыля, Лиды и других городов. Все переданные автомобили отечественного производства. Их собирают на ОАО «МАЗ», а именно — на его дочернем предприятии «Купава». Данный проект помог не только пополнить парк авто скорой помощи, но и запустить на МАЗе подотрасль выпуска машин скорой помощи.

Виталий Якубов

— Новые автомобили достойны по своей укомплектованности и соответствуют всем необходимым требованиям, — отмечает генеральный директор «МАЗ-Купава» Виталий Якубов. — Машины скорой помощи, которые мы сегодня выпускаем, отличаются по наполнению и экстерьеру. Например, проблесковые маячки устанавливаем на специальный козырек, так как медики жаловались, что ранее при установке на крышу их было практически не видно. Также в кооперации с белорусской компанией освоили выпуск медицинских каталок для этих авто. Ранее их и приемное устройство закупали в Чехии и Италии. Отечественный аналог соответствует всем техническим регламентам медиков и получил хорошие отзывы. В прошлом году мы поставили 250 автомобилей с этой каталкой. Это наш антисанкционный ответ. Эвакуационное кресло в машине также нашего производства. Авто практически полностью собирается и оснащается из белорусских комплектующих. Вся мебель внутри кареты скорой помощи также производится у нас в стране. Медики прописали свои пожелания, наши конструкторы учли все требования, несколько вариантов предложили — и уже в 2024-м произведем очередную новинку, сделанную полностью под нужды работников скорой помощи. Мы будем и дальше совершенствоваться в данном направлении.


Доедет до каждого

И это не единственный социальный проект, в котором участвует отечественный производитель коммерческого автотранспорта и полуприцепов. В апреле этого года Президенту во время рабочей поездки в Костюковичский район продемонстрировали работу новой автолавки Белкоопсоюза. Техника также разработка минского предприятия. Что важно, выпускалась в тесной связке производителя и кооператоров. Учитывались все пожелания.

— Мы приглашали тех, кто непосредственно торгует в автолавках, нарисовали шесть 3D-моделей и отдали им на согласование. Потом выпустили первый опытный образец с учетом всех пожеланий. И заказчик остался доволен, — говорит гендиректор «МАЗ-Купава». — Это полностью белорусский продукт. Клиренс машины — 265 сантиметров. А это проходимость. Грузоподъемность — 5,5 тонны. Белкоопсоюз ездит во все села, дачные поселки и садовые товарищества, там, где нет дорог. Им нужны проходимость, высокий клиренс и загрузка машины. Благодаря большой грузоподъемности автолавка без дозагрузки может спокойно следовать по маршруту. 

Основная задача, которая стояла перед производителем, — импортозамещение. В итоге шасси МАЗа, надстройка, холодильная витрина — отечественного производства, холодильная установка в холодильном отсеке — российская. 

— На 85 процентов автолавка белорусская, остальные комплектующие — российские. Снаружи оцинкованная сталь. Подрамники — горячий цинк. Автолавки оклеиваются прямо на производстве, и заказчик получает полностью готовый автомобиль, — рассказывает собеседник.


В машине все продумано до мелочей. Каждый сантиметр внутри используется эффективно. Множество регулируемых полок под различным углом наклона. Высота прилавка оптимальная как для продавцов, так и для покупателей.

— Когда сделали полочки, приехали продавцы из нескольких регионов, — вспоминает Виталий Якубов. — Они пришли и говорят, что надо их сделать с возможностью регулировки. И мы это учли. Внутри есть хлебные лотки, морозильная камера. Холодильная витрина. Сейчас Белкоопсоюз активно закупает машины. Базовая модель, которую продемонстрировали Президенту, стоит 244 тысячи рублей. И эту цену мы зафиксировали до конца года. Мы понимаем, что это социальный проект. И это не тот продукт, на котором мы зарабатываем. Это экономическая безопасность страны. Скорая помощь своя, ФАП свой, автолавка своя — чем это не вклад нашего предприятия в экономическую безопасность страны? 

Вкусное решение

В апреле 2024-го открылся первый передвижной ресторан быстрого питания. Сегодня этот фуд-трак мегаформата колесит по всей стране и пользуется популярностью. Реализовать проект ОАО «МАЗ-Купава» смогло менее чем за полгода. В машине умещается вся кухня ресторана — гриль, фритюрница, машина для мороженого. В его комплексе предусмотрено все не только для работы, но и для отдыха сотрудников. В отдельном модуле есть душевые, санузел, место для приема пищи.



— Проект уникальный, ему нет аналогов как в стране, так и на постсоветском пространстве, — подчеркнул Виталий Якубов. — Когда к нам обратились с предложением разработать мобильный ресторан полного цикла, который будет функционировать как стационарный, мы сразу же оценили эту идею. Фуд-траки мы делаем на протяжении многих лет в разной комплектации, разной длины, максимальный из которых достигал шести метров. Но полуприцеп 13,5 метра не делали никогда, поэтому было очень интересно. Взяли за основу серийный изотермический полуприцеп, который изготавливаем много лет, использовали шасси МАЗа, применив серийный кузов. А внутреннюю часть доработали по желанию заказчика. На все ушло полгода, хотя изначально рассчитывали на девять месяцев. Наши конструкторы, наши руки — проект получился отличный. И мы можем сделать его серийным.

Качество — в основе

Недавно девять белорусских предприятий стали обладателями премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг. Звание дипломанта присуждено заводу автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава». Генеральный директор предприятия говорит, что награда заслуженная:

— Основной наш козырь — качество. И я нацеливаю весь коллектив, что лучше сделать продукцию немного дороже, но качественную. Все начинается с конструктора. Если он имеет хорошие знания, опыт, компетенции и профессиональное оборудование, то и весь процесс будет качественным. После конструктора разработка попадает к технологу, который сделает изделие технологичным. И уже профессиональные работники на конвейере соберут и выпустят хороший продукт. И если упустить хоть одну деталь в этой цепочке, то требовать качество бесполезно. Это наша производственная философия. Вперед мы смотрим с оптимизмом. Постоянно проводим модернизацию и ежегодно стараемся закупить новое оборудование.


К слову, каждые три года предприятие успешно подтверждает статус дипломанта премии Правительства за достижения в области качества на протяжении более 20 лет.
Также завод претендует на получение Государственного знака качества. 

— Каждая премия, которую получает наше предприятие, — это автоматически премия нашим работникам. Причем всем без исключения. Человек должен любить то, что он делает. И тогда будет хороший продукт, — резюмировал руководитель ОАО «МАЗ-Купава».








sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter