Уместен ли сегодня дележ кладбищенской земли между конфессиями?

Свои гости на погосте

Даже небольшая искра, непроизвольно высеченная религиозными трениями, может превратиться в напалм и выжечь зеленую лужайку вместе с мирно пасущимися овцами. Но овцы, они и есть овцы, многое зависит от мудрости и опыта пастухов. Такой искрой, на первый взгляд безобидной, вполне может стать (а отчасти уже и стало) обычное рекламное объявление, затесавшееся между предложениями вставить пластиковые окна, застеклить лоджию, купить два унитаза по цене одного, обзавестись исцеляющим все болезни циркониевым браслетом... Объявление о том, что можно произвести захоронение на православном кладбище. Мол, “возрождена давняя традиция, когда православных хоронили с православными, а людей других конфессий — с их единоверцами”. Стало быть, представившимся католикам, евреям, мусульманам и представителям других вер и конфессий последний путь туда заказан?



— Это что же, теперь меня православную и моего мужа католика в разных местах закопают? — с дрожью в голосе запричитала моя пожилая соседка. — Ты ж, детка, журналистка, напиши, что нехорошо это. Мой Костик католик, крещен в костеле. Мы с ним душа в душу 60 годов прожили, а теперь на разных кладбищах будем? Так что, перекрестить его в православные? Вот беда!..

“Кладбищенскую” новость соседка услышала от кого-то на лавке у подъезда. Честно говоря, я и сама вряд ли поняла бы о чем речь и, скорее всего, списала бы все на возрастные причуды, если бы до этого меня не ввела в курс дела подруга Лена. У ее матери был рак, врачи сделали что могли, но... Несколько месяцев прошли в гнетущем ожидании неотвратимой потери близкого человека. А буквально за день до смерти Алла Сергеевна попросила, чтобы ее похоронили на православном кладбище. Эта просьба застала дочь врасплох. На каком еще православном кладбище? Оказалось, мама узнала, что есть такое кладбище в нашем городе, из рекламного объявления в газете.

— Я нашла номер телефона, позвонила туда, — рассказывала Лена. — Снявшая трубку женщина поинтересовалась, какой веры была усопшая, крещеная ли? Ну и дела, думаю, может быть, сейчас нужно и справку представлять с приходской печатью?.. Что это еще за новое деление на классы, группы и подгруппы? Может, так дело дойдет и до других раздельных кладбищ: для “шляхты” — отдельно, для рабочих-крестьян — отдельно?

В  принципе, погосты для представителей разных конфессий придумали не сегодня, это давнишняя история. В советские времена она не выпячивалась.

Это понятно — в Российской империи очень беспокоились о том, чтобы и в жизни, и на кладбище люди были разъединены. Но зачем это реанимировать сегодня, зачем вносить смуту в единый по вере и духу белорусский народ?

Заноза глубоко засела в мою душу: с чего это вдруг у нас снова начали громогласно “сортировать” покойников, исходя из вероисповедания? Даже христиан — православных и католиков. Кого бы я ни спросила — рационального ответа нет. Какая-то метафизика... Ответа нет, потому что его не существует.

В  наше время в бизнес превратилось многое. Пожалуй, коснулось это и конфессий. Приходится прибегать к креативу: за крещение — плати, за отпевание — плати, а если помер, то лучше на наш погост: здесь самые приятные услуги. Платные, естественно. Поэтому давно пыхтят свечные и винные заводики, бойко идет торговля всевозможной церковной утварью. Иногда, правда, меры не знают. Довелось однажды услышать, как высокопоставленный священник отчитывал какого-то служку саном помельче: мол, поумерьте аппетиты — если собрать расфасованную по маленьким пакетикам и продающуюся в храмах землю с могилы святой Валентины Минской и высыпать ее в одном месте, то получится гора выше кургана Славы. Такая вот коммерция. Вполне в духе нашего времени.

Продажа “земельных участков” на кладбище братьям и сестрам по конфессии — тоже бизнес. Но сегодня, когда религиозные войны — далеко не сюрреалистический набросок на холсте фанатика-одиночки, достаточно небольшого “короткого замыкания” в общественном сознании. Сначала перестанут здороваться живущие дверь в дверь католики и православные, буддисты и мусульмане. И хотя крайними, как всегда, наверняка окажутся евреи, мало никому не покажется. А как делается бизнес на крови, басмачи из ИГИЛ наглядно и ежедневно демонстрируют всему миру — и католическому, и православному, и мусульманскому, и иудейскому.

Посеявший ветер пожнет бурю. А в головах, в которых хаотично перемешались, как боб с горохом, язычество, христианство, атеизм, фэншуй, смартфон и американские горки, та еще роза ветров...

МНЕНИЯ

Тамара Красовская, депутат Палаты представителей Национального собрания:

красовская (Копировать).jpg
— Строго говоря, нашим законодательством не запрещено создавать кладбища для захоронения людей того или иного вероисповедания или получать соответствующий участок на общественном кладбище. Вместе с тем в этом плане нельзя допускать перегибов и искусственно нагнетать обстановку рекламой раздельных захоронений для православных и католиков. В современном мире, когда религиозная или межрасовая провокация может запросто привести к затяжным политическим и военным конфликтам, белорусам очень важно сохранить свою целостность.

Беларусь — многонациональная страна, в которой хватит места для всех, кто уважает закон, традиции и веру. У нас, к счастью, не принято делить людей по национальному или религиозному признаку, обсуждать их вероисповедание. Как не вспомнить в год юбилея Великой Победы, что именно сплоченность и отсутствие религиозных распрей помогли нашим дедам (а среди них были православные, католики, евреи, мусульмане и представители других конфессий) одержать верх над нацизмом. Думаю, сегодня идея единства для нас актуальна как никогда.

Виктор Бурлако, кусташ Национального санктуария Божией Матери в Будславе:

— В Будславе только одно кладбище. Там хоронят как православных, так и католиков. Мы не признаем никакого разделения. Господь умер за всех нас, поэтому на Радуницу или в другие церковные праздники мы молимся за каждого вне зависимости от того, к какому направлению христианства почивший человек принадлежал при жизни. Вообще, все эти так называемые восточное и западное ответвления нашей религии начались в 1056 году, до этого все христиане были едины. Таковыми для меня они остаются и поныне.



Екатерина Петровская

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter