Каждый из нас на протяжении всей своей жизни стремится к независимости. В детстве — от родителей. В старшем возрасте мы ищем успешную и высокооплачиваемую работу, чтобы позволить себе жить так, как захочется. То же самое происходит и на уровне государств, правительства которых делают все, чтобы их страны были преуспевающими и как можно меньше зависели от мировой экономической конъюнктуры, в том числе и от сырьевого импорта. Во время недавней рабочей поездки в Могилевскую область Президент в разговоре с журналистами особо подчеркнул необходимость привязки нашей экономики к местному сырью.
«Не знаю, насколько эффективно используем имеющиеся запасы древесины, но знаю, что резервы у нас большие. Главное — стратегически мы должны делать свою экономику так, чтобы она была по максимуму привязана к местному сырью», — отметил Александр Лукашенко.
Действительно, грех нам, белорусам, имеющим сегодня такой достойный сырьевой потенциал, не использовать эти возможности. Кстати, тема, затронутая Президентом в Шклове, напомнила мне, историку, о времени, когда сырьевой вопрос так же остро стоял перед белорусскими землями. Речь идет о западнобелорусских территориях, входивших в период с 1921 по 1939 год в состав польского государства. Как ни парадоксально, но многие тогдашние аспекты переплетаются с днем сегодняшним.
Польские экономисты и общественные деятели в своих статьях и выступлениях подчеркивали, что западнобелорусский край обладал ценнейшими и достаточно редкими для Европы породами древесины, которые были намного лучше любых импортных образцов. К примеру, белорусская сосна во многом превосходила по качеству образцы этого дерева не только из других районов Польши, но и всей Европы. Немногие знают, что в 1932 году при содействии польской торгово–промышленной палаты было заключено соглашение о закупке древесины на Виленщине и Новогрудчине с одной из крупнейших французских деревообрабатывающих компаний. В специальном приложении к этому документу отмечалось, что французы должны были обеспечить продвижение торговой марки, под которой продавалась белорусская древесина, а также ее защиту от возможной фальсификации. Сомневаться в качестве белорусского сырья не приходилось, ведь, как известно, подделывают только лучшее.
Кстати, в начале 1930–х британские брокерские фирмы также взялась за продвижение белорусского леса у себя на родине, а некоторые лондонские банки открыли кредитные линии для польских предприятий, занимающихся деревообработкой. Эта информация для тех, кто любит говорить, что у нас напрочь отсутствуют традиции ведения бизнеса и наше сырье никуда не годится.
Сегодня не менее актуальным вопросом остается и продвижение белорусских продовольственных товаров на рынки европейских стран. Есть политические нюансы со стороны соседей Беларуси, есть и недоработки у нас. Но если обратиться к истории, то мы снова убедимся, что у белорусов в этом вопросе был очень хороший опыт. В середине 1930–х годов продукты питания из белорусских воеводств Речи Посполитой отличались великолепным качеством, и многие из них заслужили почет и уважение у европейских потребителей. К примеру, раков и рыбу, выловленных в белорусских реках и озерах, тогда закупали крупнейшие европейские рестораны, а так называемая «крэсовая свежина» вызывала восторги многих гурманов от Бреста белорусского до Бреста французского.
Еще одним актуальным для сегодняшней Беларуси вопросом является развитие въездного туризма. Не поверите, но 70 лет назад этот вопрос также был очень актуален для наших земель. Вот что пишет польский экономист и публицист Владислав Бараньский: «Красота исторических мест, связанных с Ягеллонами и Баториями, мирские, несвижские, новогрудские жемчужины архитектуры, красоты Браславских и Нарочанских озер, родовые имения Костюшко и Мицкевича, — все это может и должно привлекать не только поляков, но и зарубежных гостей». И не скажешь, что этой фразе столько лет. Как будто ее вчера произнес наш белорусский чиновник из Министерства спорта и туризма.
Подводя итог этому краткому экскурсу в историю, хочу сказать, что все сегодня зависит от самих белорусов. Мы стали самостоятельными, и теперь самое время научится быть расторопными, предприимчивыми, умеющими находить ответы на самые сложные экономические вопросы. Для этого у нас есть и средства, и возможности. А еще исторический опыт.