Не кто раньше, а где опаснее
Сразу скажем: прислушаться к гласу народа в ГАИ всегда готовы. Дмитрий Навой вводит в курс дела:
— Заявления граждан — для нас подсказка номер один. Мы обязаны на них реагировать. Нет разницы, позвонил ли человек, обратился письменно или собирает подписи под петицией в интернете. В любом случае пытаемся идти навстречу.
Дмитрий Навой
Надо понимать: установка светофора по стоимости равна минской однокомнатной квартире — от 80 до 120 тысяч рублей. Да и времени займет уйму: полгода на проект, только потом собственно строительство, один из трудоемких этапов которого — перекладка коммуникаций. Затормозить работу, приводят пример в ГАИ, может отсутствие у подрядчика заинтересованности в участии в тендере: экспертиза «режет» смету — и объект перестает быть выгодным. Ясно, что в таких условиях электронный регулировщик прежде появится не там, где его раньше закажут, а где случается больше аварий. В этом году к проектированию или строительству запланировано более 50 таких объектов. Скажем, у дома № 23 по проспекту Газеты «Звязда» произошло 15 ДТП с пострадавшими — светофор там проектируется. На перекрестке улицы и переулка Якуба Коласа — 12, проект находится на экспертизе. Нуждается в реконструкции и пересечение улиц Орловской и Нововиленской: там было 19 ДТП. Вообще же, объясняет Дмитрий Навой, чтобы установить светофор в конкретном месте, там за год должно произойти не менее трех аварий, которые бы можно было с его помощью предотвратить:
— Показательных примеров хватает. К примеру, после установки светофора возле дома № 122 по улице Казинца число дорожно–транспортных происшествий снизилось на 80%...
Перекресток улицы и переулка Якуба Коласа
Зачастую справиться, впрочем, способны и искусственные неровности. Вопреки слухам, «лежачих полицейских» с наших улиц никто убирать не собирается. ГАИ по–прежнему рассматривает их как наиболее эффективную и дешевую меру по сдерживанию скорости транспортного потока. В ходу и другие варианты: заузить проезжую часть, обустроить островки безопасности, приподнять пешеходные переходы, установить диоды, нанести разметку. Но все это выйдет дороже.
С прицелом на будущее
Одно дело — когда уплотненная многоквартирными домами улочка начинает не справляться с потоком авто. Другое — когда светофоры устанавливаются «по умолчанию» (их даже включают!), на перспективу, там, где только прогнозируется интенсивный трафик (как минимум 600 единиц транспорта и 150 пешеходов в час), а стройка еще в разгаре. Это рационально? Тем более если учесть, что содержание одного электронного регулировщика обходится в год в 1.700 рублей? Хотя все светофоры нынче — энергоэффективные, светодиодные.
Показываю Дмитрию Навою сделанные загодя фотографии. Вот пешеходный светофор на улице Скрипникова, который регулирует движение через узкую тропинку, до поры до времени упиравшуюся в холм... Притормозить на красный здесь можно аж на 40 секунд. Лишь недавно на месте холма развернулась стройка, движение оживилось, и туда–сюда начали сновать самосвалы. А вот перекресток улиц Каруся Каганца и Сырокомли у железнодорожной платформы Лошица, где светофор тоже построили с прицелом на будущее. Ожидали, что станция превратится в крупный пересадочный узел. Ан нет. Тупик, один–единственный автобус в час и стоянка для пары автомобилей. На работающий здесь светофор никто просто не обращает внимания: зачем? «Изучим», — пообещали в Госавтоинспекции. И рассказали о европейском опыте. Если улочка узкая, а угрозы для пешеходов нет, в Лондоне спокойно переходят проезжую часть на красный. Ведь безопасность, с точки зрения организации дорожного движения, обеспечена...
Умней, еще умнее
Светофор светофору, конечно, рознь. Большая часть (наиболее, к слову, дешевых) работает в жестко заданном режиме 24 часа. Те, что умнее, умеют учитывать неравномерность транспортных потоков в зависимости от времени суток, буднего или выходного дня. Самые же современные, оснащенные датчиками и общающиеся между собой и с «центром» по вай–фай, способны иной раз даже рулить автомобильным трафиком. По словам Дмитрия Навоя, такие установлены на проспекте Машерова и при выезде на трассу Минск — Микашевичи, на перекрестке улиц Серова и Кижеватова:
— Они контролируют длину автомобильной очереди, время проезда участка и среднюю скорость и решают, сколько именно будут светить. Иногда, увы, в ущерб движению на примыкающих улицах. Это уровень «локальный». Бывает и «магистральный», как на проспекте Независимости, где есть возможность организовать зеленую волну. В единую систему объединены 440 объектов из 730 установленных в Минске.
Пересечение улиц Орловской и Нововиленской
Установить светофор — это действительно лишь первый шаг. Важно грамотно его настроить. Дмитрий Навой приводит пример: безопасности ради при помощи стрелки зарегулировали движение на съезде с кольцевой в промзону в Колядичи и... полностью парализовали движение. Нет серьезных аварий, зато есть заторы. Так что каждый перекресток требует своего решения.
Вопрос из читательской почты
«Зачем установили пешеходный светофор на улице Долгобродской, между разделенными узким проездом домами 7, корпус 1 и 9, и точно такой же на противоположной стороне? Машин там от силы одна в час! Людмила Викентьевна».
Долгие годы это был один из самых аварийных перекрестков в окрестностях, раскладывают ситуацию по полочкам в Госавтоинспекции. Жители домов — не пешеходы, автомобилисты — массово писали письма: обеспечьте светофор! Иначе повернуть со двора даже направо на интенсивную улицу невозможно. Но остановить поток автомобилей и не притормозить одновременно с этим пешеходов — толку мало, поэтому вопрос решили комплексно.
deu@sb.by
P.S. Уважаемые читатели, а где, по вашему мнению, и главное, почему необходимы светофоры?