С камнем за пазухой
Далеко не первый виток свары любителей воткнуть нож в спину партнеру по опасному бизнесу начался после того, как человек, считающий себя президентом Украины, не удосужился оповестить Дуду и Туска о деталях секретных предложений к своему фееричному «плану победы». В Варшаве смертельно обиделись. Заместитель министра иностранных дел Польши Владислав Бартошевский заявил, что это «неправильное поведение», которое «ни к чему не приведет».Подноготную нового охлаждения в статье для издания Onet раскрыл публицист Витольд Юраш. Он считает, что «план» Зеленского предполагает оттеснение Польши от дипломатической игры, в которой решается будущее мира после завершения конфликта. Подобное мнение основывается на формулировках, которыми сопровождалась презентация «победной» стратегии в Верховной раде. Напомним, Зеленский произнес тогда слова о том, что секретные предложения, в частности, к пункту, касающемуся поставок оружия, будут изложены только «для избранных партнеров», которые имеют «соответствующий потенциал военной поддержки». То, что Варшаве их не показали, означает ровно одно: Киев не включает Дуду и Туска в круг доверенных лиц и не считает военную мощь Польши какой-то исключительной величиной.
Нынешние польские элиты с их многочисленными фантомными болями и желанием на каждом углу рассказывать о благородной миссии сдерживания угрозы с Востока, конечно, не могли оставить столь жирный намек на свою никчемность без ответа.25 октября Дуда заявил, что сценарий передачи южнокорейского оружия, за которое заплатили «миллиардами злотых налогоплательщиков», даже не будет рассматриваться, пока он находится в президентском кресле. Впрочем, с уверенностью можно сказать, что и его сменщик на это не пойдет. Одним из глубинных смыслов польского разоружения в 2022 — 2023 годах была как раз разгрузка складов от старой советской техники. Войско польское с этой задачей успешно справилось: старички, которых с годами становилось все тяжелее обслуживать, отправились в украинские степи, где в большинстве своем превратились в металлолом, а их место занимают новенькие «корейцы» и «американцы».
Бранятся, но не тешатся
Впрочем, если с этим киевский режим вроде бы смирился, то отказ поставить обещанные истребители МиГ-29 воспринял куда как более болезненно. Зеленский обвинил Варшаву в том, что она нашла новую причину для невыполнения его «хотелок», — мол, НАТО отказалось обеспечить Варшаве миссию «воздушной полиции» по аналогии со странами Балтии.Посетовал хозяин Банковой и на то, что Польша не хочет сбивать российские ракеты даже у своей границы над газохранилищем Стрый. Слезливые жалобы Зеленского на подлость Польши вполне объяснимы. Распиаренные F-16 пока производят жалкое впечатление: Украина получила меньше десятка истребителей, один из которых уже потеряла вместе с пилотом. Не лучше ситуация и с противовоздушной обороной — даже в небе над Киевом свободно летают российские дроны-камикадзе, которые пользуются общим истощением украинской ПВО и отправкой на фронт зенитных расчетов.
На этот счет без обиняков высказался в эфире польского Radio Zet вице-премьер Кшиштоф Гавковский, который заявил, что Киев таким образом хочет втянуть Варшаву в войну с Россией. Не обошлось в спиче Гавковского и без апелляции к тому, сколько Польша сделала для Украины и какой черной неблагодарностью та ей платит.
Ну и какая же украино-польская драчка без упоминания Волынской резни. В этот раз тему поднял глава МИД Польши Радослав Сикорский, который напомнил Киеву о невыполненном обещании дать разрешение на эксгумацию жертв бойни до Дня всех святых.
Новый виток ухудшения отношений между Киевом и Варшавой — следствие сразу нескольких процессов. Во-первых, сказывается общая нервозность в ожидании результатов выборов в США. Во-вторых, поляки сами будут выбирать президента в будущем году, и критика Украины — это сильный ход в условиях, когда население относится к незалежной все хуже и хуже.
Впрочем, на подобные ссоры лучше всего смотреть с изрядной долей скептицизма. Существование Украины пока еще выгодно Польше, как и другим странам Запада, в качестве антироссийского тарана и полигона для испытаний оружейных систем. В таком амплуа ее и продолжат поддерживать, впрочем уже без прежнего энтузиазма.
Но как только фронт окончательно рухнет, Варшава попытается взять то, что считает своим.
popov@sb.by