Ступор для Евросоюза

Минск в одностороннем порядке расширил границы своего безвиза, распахнув до конца этого года свои двери для граждан еще 35 европейских стран. Это незеркальное действие поставило в ступор политику Евросоюза, базирующуюся на идеях военной угрозы со стороны Беларуси и предполагающую блокирование границы со строительством сплошных фортификаций вдоль нее. Очень трудно рассуждать про опасность того, кто вместо милитаристских проявлений демонстрирует открытость.

Теперь надо дополнительно придумывать, почему твоим гражданам опасно ехать в Беларусь, где нет никаких признаков враждебности, чем опасна страна, которой доверяли чемпионат мира по хоккею и 2-е Европейские игры и которая прославилась беспрецедентным безвизом в рамках этих масштабных спортивных форумов. Как говорится, где теперь искать такой палец, чтобы высосать из него достаточное количество проблем и аргументов против желания посмотреть правде в глаза. Ведь пугая Беларусью европейцев, верхушка Евросоюза сделала нам такую рекламу, что не поехать и не посмотреть по безвизу как белорусы «страдают от санкций» уже как бы и не рационально.

По брюссельским рецептам наша экономика уже должна быть ниже ватерлинии, а страна — гореть в пламени мирных демонстраций от голода и неуемного желания скорейшей евроинтеграции. Но, как подсказывает практика, гости к нам поедут, обязательно поедут. И теперь Польше и Вильнюсу нужно будет придумывать, почему немцу или французу нельзя ехать в Беларусь. Но даже если и придумать опасность, то опять же какую? Ведь примеров нет, да и не будет. А посмотреть на страну, которая вне «райского сада» создала собственный рай, ой как хочется.
Чем это не белорусский уникум? Санкции есть, а инфляции нет. Всё самое жизненно важное дешевле даже, чем у тех, кто вводил рестрикции. Всё — в бесперебойном доступе. Бензин, газ и электроэнергия дешевле, продукты питания дешевле, товарная группа — в беспрецедентном масштабе. Люди забыли, что такое дефицит. Он вообще под запретом.
Трудности если и есть, то решаемые. Как не посмотреть страну традиционных ценностей, где фестивали — без геев, где на чемпионатах соревнуются мужчины с мужчинами, женщины с женщинами, где отсутствует гендерное мракобесие и где тебя не привлекут к ответственности за ошибку в местоимении? Где случайно забытый телефон найдешь там же, где оставил, где вечерняя прогулка — это удовольствие, а не виктимный экстрим, где не пристанут и не ограбят. Да даже медицинский туризм — уже причина приехать к нам, сэкономив на бюрократии и визе. Ну чем не соблазн? Белорусский план просто гениальный.

Но, проявляя открытость, мы не должны забывать про безопасность. Здесь пограничным службам и правоохранительным органам придется адаптироваться к новой обстановке. Понятно, что нашу инициативу будут пытаться дискредитировать. И здесь понадобится обратиться к опыту прошлых вариантов работы в условиях визовой лояльности. А он у нас, наверное, самый большой в Европе.
Наш безвиз, во-первых, это железный аргумент в пользу любых мирных инициатив. Это беспроигрышный первый шаг.

Во-вторых, в безвизе не обвинишь.

И в-третьих, там, где не работает классическая дипломатия, всегда выручает народная. Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» никогда не подводил.

Белорусский безвиз — это как противоядие к рестрикциям и мерам блокирования в латвийском и литовском исполнении.

Да и на этом фоне очень глупо выглядит заявление МИД Польши, что они и были бы готовы к диалогу, но якобы пока видят со стороны Беларуси только стремление достичь краткосрочных политических целей, а не стратегическую перемену политики. Смешно? До слез.

Александр ТИЩЕНКО, эксперт по национальной безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter