Об этом 18 марта заявил государственный обвинитель – заместитель Генерального прокурора Алексей Стук после оглашения приговора.
Иллюстративное фото
– Как было провозглашено, обвинение полностью нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания. Катрюк осужден за совершение геноцида – тяжелейшего преступления против мира и безопасности человечества в форме массового убийства белорусских граждан в период Великой Отечественной войны – и за создание условий, рассчитанных на уничтожение белорусского народа в тот период, – отметил Алексей Стук.
Напомним, Верховный Суд начал рассмотрение этого уголовного дела 8 февраля. Процесс длился почти месяц. На приговоре была оглашена только резолютивная часть приговора. Государственный обвинитель – заместитель Генерального прокурора Алексей Стук пояснил журналистам, что связано это с тем, что гриф секретности до сих пор не снят с некоторых документов, и их исследование суд производил по правилам закрытого делопроизводства.
Мы уже не раз рассказывали о злодеяниях, которые совершил Катрюк на территории нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Скажем только, что палач вступил в организацию украинских националистов, а затем вошел в состав вооруженной организованной преступной группы – в 118-й батальон охранной полиции. Являясь командиром одного из отделений, совместно с другими карателями принимал активное участие в операциях по уничтожению мирного населения БССР, в том числе в сожжении жителей Хатыни и убийствах еврейских семей.
Уже после войны, в 1951 году, он скрылся на территории Канады. Страна кленового листа, которая приютила после войны множество нацистских преступников, даже дала ему гражданство. Катрюк тихо-мирно прожил до 93 лет и, избежав справедливого наказания за расправы над людьми, умер в 2015 году. Но сколько бы времени ни прошло, такие преступления не имеют срока давности. Посему в деле карателя белорусское правосудие поставило законную точку.
Алексей Стук также подчеркнул, что значение судебного решения заключается в том, что это в первую очередь сохранение исторической памяти о мирном населении, которое погибло в период войны. Немаловажным остается и реализация принципа неотвратимости ответственности, несмотря на то, что обвиняемый умер.
Он обратил внимание на то, что приговор не вступил в законную силу, может быть обжалован стороной защиты и опротестован обвинением.
– Это еще одна гарантия того, что вынесено законное, обоснованное и справедливое судебное решение, – сказал он.
Ранее Генеральный прокурор Андрей Швед заявил журналистам, что в этом году в белорусские суды поступят еще не менее пяти похожих уголовных дел.
– Эта работа будет обязательно продолжена. Думаю, в 2024 году 5–10 дел мы завершим и направим в суд. Ведь многие палачи, к сожалению, не понесли наказания. Смысл и цель, в том числе расследования уголовного дела о геноциде, – дойти до каждого карателя, дать им надлежащую правовую оценку, – сказал он.
Верховный Суд вынес приговор по делу палача Хатыни Катрюка