35 лет назад супруги Козейко построили дом в дачном товариществе под Брестом. Три года назад они остались без света...
Участок-призракТоварищество «Автомобилист-80» — обычный дачный поселок, которых возле Бреста не один десяток. Участок Анатолия Козейко небольшой — пять с половиной соток. Можно сказать, стандартная делянка. Обычный дом, построенный 35 лет назад, огород, плодовые деревья. В полутора метрах от забора, прямо на участке Анатолия Васильевича, возвышается железобетонный столб. Он связывает две линии, которые проходят по соседним улицам. Дачник показывает стопку документов и объясняет:
— Вот генплан товарищества. Здесь наш участок под номером 80. А взгляните на другой документ — копию проекта электрификации товарищества. Участка 80 здесь почему-то нет! Вот через наш надел и провели линию электропередачи. Хотя она должна проходить по землям общего пользования и к ней должен быть обеспечен беспрепятственный доступ сотрудников обслуживающей организации.
Раньше этот злосчастный столб дачника не особо беспокоил – поставили и поставили. Что теперь поделаешь? Однако в 2014 году в товариществе решили поменять старые деревянные опоры линий электропередачи на железобетонные. Козейко вспоминает, как развивались события:
— Председатель правления садового товарищества дал указание – обеспечить беспрепятственный проезд техники. А на дворе июнь! Посажен огород, цветут садовые деревья. Мне все это нужно было уничтожить, чтобы кран мог подъехать к опоре через весь участок. Ну как так? Я предложил председателю поменять опору осенью или зимой, когда закончится дачный сезон. Вместо этого мне вынесли другое предписание — укрепить деревянную конструкцию железобетонным «пасынком» за свой счет и своими силами.
Дачника такой поворот не устроил. Он предложил и вовсе вынести опору раздора за пределы своего приватизированного участка:
— Пусть она размещается на землях общего пользования, как того требует закон. Но председатель правления эту инициативу не одобрил и предложил мне самому оплатить проект и перенос столба. Разумеется, я отказался. А 25 октября 2015 года мой дом отключили от линии электропередачи. За невыполнение решения общего собрания. Дальше – больше, вскоре меня и вовсе исключили из состава членов садового товарищества…
Анатолий Васильевич и Лидия Сергеевна в своей правоте не сомневаются.
Предложение с необоснованным характеромАнатолий Козейко подал иск в суд, но проиграл. В феврале прошлого года он переоформил дом и садовый участок на супругу — Лидию Сергеевну. В состав дачного товарищества ее приняли в первых числах августа 2017 года. На ближайшем собрании Лидию Сергеевну обязали спилить дерево и допустить монтажников спецорганизации на свой участок для замены опоры № 12. При невыполнении этого требования – исключить из состава товарищества.
Анатолий Козейко показывает несколько спиленных деревьев: яблоню, грушу, черешню. Их пришлось убрать, чтобы опору все-таки заменили. Дачник разводит руками:
— А если здесь случится какая-нибудь поломка? Технике вновь придется ехать через весь мой огород. Я ведь немногого добиваюсь: чтобы план электрификации привели в соответствие с генеральным планом товарищества. Линии передачи общего пользования должны проходить там, где того требуют нормативные акты.
Козейко куда только не обращался: в прокуратуру, райисполком, облисполком, «Брестэнерго», к депутатам разных уровней. Он проиграл несколько судов, но по-прежнему уверен в своей правоте…
«Предлагаемые вами изменения в части прокладки сетей электроснабжения садоводческого товарищества «Автомобилист-80», согласно приложенной схеме, приведут к обязательной разработке проектной документации по реконструкции существующих сетей электроснабжения садоводческого товарищества, что, в свою очередь, приведет к значительным финансовым затратам садоводческого товарищества и в целом носит необоснованный характер», — говорится в одном из ответов Брестского райисполкома.
Новые заботы нового собственника
После принятия Лидии Сергеевны в члены садового товарищества ей выдали технические условия для подключения дома к электроснабжению. Кабель предписано вести от той самой злополучной опоры № 12. Вводное устройство и электрический счетчик нужно разместить в отдельном шкафу за пределами участка. Козейко такое решение не устроило:
— Иными словами, мне предложили вырыть траншею длиной 35 метров от опоры к забору и от забора к дому. Для чего? Раньше мой дом «питался» от другой опоры, которая находится гораздо ближе. К тому же зачем-то предписали установить отдельный шкаф за пределами участка. Для чего – снова не понятно. Нам нужно сделать проект, получить все необходимые согласования, а это требует немало времени и средств. К другим членам нашего товарищества таких требований не выдвигают. Мы, получается, особенные…
Председатель правления садового товарищества «Автомобилист-80» Альфред Дробленов объяснил: вводное устройство и счетчик размещаются за пределами участка при строительстве нового дома или смене собственника уже существующего строения. А вот как он прокомментировал затянувшийся конфликт:
— По инициативе Козейко состоялось уже 16 судов, он получил обоснованные и законные решения. В августе Лидия Козейко обратилась к заместителю председателя Брестского облисполкома Вадиму Ольшевскому. В очередной раз была создана комиссия, в которую вошли как сотрудники облисполкома, так и руководящие работники Энергонадзора. Снова эта ситуация рассматривалась во всех подробностях, и заявителю был дан ответ. В его объективности и взвешенности сомневаться не приходится. Поймите, ведь я не в одиночку принимаю те или иные решения и не по своей прихоти. У нас есть правление, есть общее собрание, есть устав. Зачем нам принимать незаконные решения, чтобы их потом отменяли через суд? Я работаю на общественных началах, и эта ругань, нервотрепка мне ни к чему.
Решения правления нужно исполнять
Вот что говорится в том самом ответе за подписью председателя Брестского облисполкома Вадима Ольшевского:
«Решение о выдаче вам технических условий на присоединение к электрическим сетям товарищества принято на заседании правления товарищества. Принятие таких решений в соответствии с Положением о садоводческом товариществе, утвержденным Указом Президента № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ», относится к компетенции правления. Мероприятия, включенные в технические условия, не противоречат требованиям Правил электроснабжения.
…В процессе рассмотрения обращения была достигнута договоренность между представителями филиала «Энергонадзор» РУП «Брестэнерго» и правлением товарищества о том, что правление примет решение о внесении изменений в технические условия и изменит точку подключения с опоры № 12 на опору № 13. Для этого вам необходимо обратиться с заявлением в правление товарищества. Остальные требования ТУ остаются без изменений.
Также сообщаем вам, что взаимоотношения в садоводческих товариществах регулируются указанным Положением, правилами внутреннего распорядка садоводческого товарищества, уставом товарищества. Положением предусмотрено, что член товарищества обязан выполнять требования, установленные Положением, иными актами законодательства, уставом и правилами внутреннего распорядка товарищества, решениями общего собрания, правления.
…Вы вправе обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения правления».
Похожий ответ я получил и в РУП «Брестэнерго». Территория садовых товариществ не зона ответственности предприятия. По закону, члены товариществ должны выполнять требования, которые установлены решениями общего собрания или собрания уполномоченных правления. Так что в этой ситуации у Анатолия Козейко, похоже, лишь два пути: или продолжить судебные разбирательства, или все же выполнить предписания и поставить точку в этом затянувшемся конфликте.
losich@sb.by
Фото автора.