Старый Новый Свет

В сентябре Гродненский горисполком утвердил список домов, признанных не соответствующими санитарно–техническим требованиям, непригодными к проживанию и планируемыми к отселению...

В сентябре Гродненский горисполком утвердил список домов, признанных не соответствующими санитарно–техническим требованиям, непригодными к проживанию и планируемыми к отселению. Иными словами, практически их планируют под снос. Что ж, это веление времени. Вот только в списке оказались здания XIX века, которые формируют образ одного из самых необычных районов города — Новый Свет. Хотя в границы исторического центра он не входит, есть все основания считать Новый Свет памятником градостроительства и, стало быть, бережно к нему относиться. Ведь архитектурное наследие — это приоритетный носитель истории. Истории, которая может исчезнуть из–за нашего равнодушия.


Детали неповторимости


С точки зрения архитектуры, застройка Нового Света весьма неоднородна. Наиболее многочисленная — деревянная (вторая половина XIX века), она возводилась обеспеченными горожанами. Каменные же виллы польских чиновников и офицеров появились в начале XX века, когда были популярны другие стили — эклектика, модерн, конструктивизм. Советское время оставило след в виде ничем не примечательных зданий, как и последние 20 лет.


Малая плотность застройки плюс небольшие (в основном в 1 — 3 этажа дома) — исторически сложившиеся пропорции района, но, с точки зрения современных градостроительных норм, это, оказывается, непозволительная роскошь. Некоторая заброшенность района, бросающаяся в глаза всем, кто впервые его видит, не случайна. Ведь он всегда рассматривался только как территория, занятая отжившими свое деревянными домами. Неповторимый резной декор, парадные двери, ставни, веранды — здесь множество нетиповых архитектурных элементов, которые без должного ухода со временем ветшают. К сожалению, здания из дерева часто ассоциируются у нас с недолговечностью, ветхостью. И этому стереотипу легко «подыграть», если не выделять в течение 15 — 20 лет денег на ремонт, — тогда столетний дом быстро станет аварийным. Хотя деревянное здание «принимает» все нововведения — от «теплого пола» до кондиционера — и гораздо комфортнее современных многоэтажек.


Кроме того, играет свою негативную роль и социальный аспект. В начале XX века жильцов в Новом Свете было меньше в разы, а в советское время одноквартирные особняки превратились в дома с несколькими квартирками для нескольких семей разного статуса и уровня доходов. И случаются казусы. Например, жильцы не могут договориться о совместном ремонте — и симметричный уличный фасад выкрашивается в разные цвета...


Спасти и сохранить


Я предлагаю возродить этот ценнейший участок городской ткани при помощи нетипового, нешаблонного подхода: тщательно обследовать все дошедшие до наших дней здания, оценив их износ и возможность сохранения. Конечно, это не исключает некоторого уплотнения жилых кварталов (об экономике тоже не стоит забывать), внедрения современных стандартов (многие здания имеют только наружные туалеты и не имеют горячего водоснабжения), устройства парковочных мест. Но только с учетом главной особенности исторических улиц — обязательные пропорциональные соотношения ширины улицы и высоты домов. Стоит провести и анкетирование жильцов Нового Света: кто хочет остаться (правда, на условиях грамотной эксплуатации), кто — переехать в новостройки. А тем зданиям, которые не будут использоваться в качестве жилья, придать дополнительную туристическую привлекательность.


Очень хороший пример для подражания — реконструкция ансамбля деревянных домов по улице Калнциема в Риге. Чтобы спасти ее облик, был создан общественный фонд. Застройке был присужден статус памятника культуры. Рижская дума постановила, что проект надо развивать, в том числе с привлечением частных инвесторов, негосударственных организаций и самих жителей. Часть суммы выделило правительство. Выработанная в итоге программа имела четкую структуру: сколько средств выделяется каждому дому и что на них нужно сделать. Идея была такой: каждый дом должен «ощутить прикосновение»... К слову, так же как сейчас в Гродно, деревянные застройки Сан–Франциско в 1960–е и Ковент–Гардена в Лондоне в 1970–х были намечены под снос. Их отстояли местные активисты. Здания, которые должны были исчезнуть из–за своей «несовременности», со временем доказали, что они и интересны, и нужны городу.


Компромисс возможен


Мы часто вспоминаем, что живем в центре Европы. Но европейский вид комфортного города — среднеэтажный, с благоустроенными улицами и набережными, а не панельные микрорайоны и уплотнительная высотная точечная застройка в случайных местах. Поэтому нужно рассматривать историческое наследие не как заповедник либо музей ушедших архитектурных стилей, а как уникальный культурный, социальный, экономический ресурс. Он, увы, пока в должной степени у нас не востребован.


А ведь что приобретает все большую ценность в эпоху глобализации? Культурная идентичность, своеобразие того, чего нет в другой точке земного шара. Квартальной деревянной застройки в нашей стране не так уж много, чтобы ею пренебрегать, а еще хуже — жертвовать ради унифицированных «коробок». Создать нечто подобное мы уже не можем, поскольку изменились строительные технологии и ушел в небытие ремесленнический труд. Поэтому каждая деталь деревянного дома — уникальна.


Порой поражает наша практическая безграмотность в сохранении того, что составляет истинное богатство, пока неоцененное и, что самое страшное, обесценивающееся на глазах. Пластиковые окна в деревянных избах, облицовка срубов пластиковым сайдингом. Но особенно больно смотреть на то, как по капле из исторического центра выдавливается все непохожее на типовое, стандартное, современное. Принимающие эти решения не хотят даже попытаться понять, почему то, что им кажется анахронизмом, у наших соседей — поляков, литовцев, латышей — является национальной гордостью и доходной статьей бюджета. Если так пойдет и дальше, туристу скоро будем показывать только природное «наследие», так как исторические корни городов потихоньку отмирают под напором градостроительной политики. Но компромисс возможен, и это можно воочию увидеть в Вильнюсе, Юрмале, Кракове, Риге и Таллине.


Елена СЧАСНАЯ, архитектор, г. Гродно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter