Давайте честно: машина, несомненно, это удобство и комфорт, но также и средство повышенной опасности для окружающих. Если в случае с велосипедами и самокатами (которые снимаются в аренду таким же способом, как и автомобили) серьезной угрозы почти нет, то с тяжелым транспортом дело обстоит куда опаснее. Вот, например, в середине июля в Минске пьяный 21‑летний юноша на арендованной машине сбил 48‑летнего мужчину, который ждал транспорт на остановке. Представляете? Человек просто ехал на работу, а конечным пунктом стала больница. Благо пострадавший остался жив.
Возможно, аварийности способствует поминутная тарификация, которая действует на этих сервисах.
Когда нет денег, но очень хочется везде успеть, начинаются гонки, чтобы уложиться в намеченный бюджет, а на дорогах водители арендных авто даже умудряются лихачить, чтобы сэкономить свои средства. Вот так появляются фотографии с жуткими последствиями аварий. Не проще ли выйти пораньше из дому и проехаться на метро, чем подвергать опасности окружающих?Бывают случаи, когда у человека в принципе отсутствуют основания садиться за руль — прав нет. Но и это не останавливает: можно попросить, например, у друзей вполне легальный аккаунт, чтобы «покататься».
Мало того что это серьезное нарушение закона, так еще подобное безответственное поведение создает угрозу для других участников движения.В подтверждение этому — мрачная история, которая произошла в конце прошлого года в столице. 22‑летний парень на машине каршеринга протаранил металлическое ограждение и выехал на встречную полосу, где врезался сразу в четыре машины. В момент аварии в арендном авто находилось еще три человека, один из которых — пассажир и по совместительству владелец аккаунта, с помощью которого транспортное средство компания взяла напрокат. Самое страшное, что в автомобиль все сели уже вусмерть пьяные. К слову, у водителя потом обнаружили более 3 промилле алкоголя в крови… Причем пока ехал, он снимал свою поездку на телефон. На видео молодые люди веселились в дороге, танцевали и подпевали под громкую музыку. Пассажир ехал в момент съемки непристегнутым. Впоследствии в результате удара его и водителя выбросило из салона на асфальт. Все пассажиры получили тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения.
В ГАИ отмечают, что в таких ситуациях отвечать за ДТП будет фактический водитель, а не владелец аккаунта. Что же касается последнего, то на него составят административный протокол и привлекут к ответственности за передачу права управления лицу в состоянии алкогольного опьянения.
Зло или все‑таки благо?
С тем, что водители каршеринговых машин доставляют немало неприятностей на дорогах, согласен и Денис Ливанович, заместитель начальника минской Госавтоинспекции.В эфире ОНТ он привел оглушительные цифры: в Минске за 2023 год уже произошло около 400 ДТП, и 260 из них (более половины!) совершены… по вине водителей арендных авто. При этом подразделения столичной ГАИ пресекли более 2000 правонарушений, связанных с соблюдением ПДД, которые совершили любители каршеринга.Из причин, по которым происходят ДТП с каршерингом, замначальника выделяет основные — это бесправники, те, кто садится за руль пьяным, и нарушение скоростного режима.
Как ГАИ видит разрешение ситуации? Денис Ливанович рассказывает:
— С прошлого года мы уже ведем очень плотную работу с каждой каршеринговой организацией.
Мы совместно разрабатываем программные методы для приложения. Например, чтобы взять в аренду транспортное средство, нужно решить логические задачки, которые способны отсечь категорию пьяных водителей. Уже в некоторых сервисах такие проекты реализованы, и они дают свой эффект.Заместитель начальника также дополнил: если операторы каршеринговых служб видят, что машину взял человек в состоянии алкогольного опьянения, то они стараются напрямую сообщать об этом в ГАИ.
— Хотел бы предостеречь всех граждан от управления автомобилем, когда нет прав, а уж тем более пьяным. И напомнить, что все эти машины яркие и броские. Они на первоочередном контроле всех служб и подразделений Госавтоинспекции. Помните об ответственности за окружающих людей и то, что вы управляете источником повышенной опасности, — заключил Денис Ливанович.
Все приведенные в материале примеры не означают, что я ратую за запрещение каршеринговых сервисов. Ведь идея‑то на самом деле хороша: арендная машина выручит, когда внезапно появились дела, более того, можно много лет не копить на собственную — все под рукой.
Проблема видится в безответственном отношении вот таких пользователей, которым плевать на окружающих. Ведь если дикарю дать самое высокотехнологичное устройство, он способен превратить его просто в дубину. Поэтому бороться надо не с прокатом авто, а с его недобросовестными клиентами,чем сейчас заняты и ГАИ, и сами сервисы каршеринговых услуг, навсегда блокирующие аккаунты водителей‑вредителей.
gotovko@sb.by