В МНС проанализировали решения, которые принимались за последние десять лет в части изменения налогового законодательства.
Серьезные меры на разных уровнях
За прошедшие с начала 2023-го месяцы по всей стране проведены семинары, конференции и иные мероприятия разъяснительного характера, количество которых исчисляется десятками. Раз за разом, планомерно и методично, представители налоговой службы, включая главу налогового ведомства Сергея Наливайко, в ходе личных встреч с плательщиками и в СМИ давали ответы на все «зачем?» и «почему?». В МНС отмечают, что сделать это было непросто, на такую работу потребовалось отвлечь силы и ресурсы, однако она была проделана.— Обстановка, сложившаяся в минувший и текущий годы, могла снизить объективность восприятия изменений налогового законодательства, — признают в профильном министерстве. — И речь не только о новых подходах к налогообложению ИП. Применение к экономике Беларуси санкционных мер, необходимость значительной корректировки внешнеторговой деятельности и иные факторы обусловили принятие неотложных и серьезных мер на разных уровнях и в разных сферах государственного управления. Налогообложение исключением не стало. Еще анонсируя предстоящие изменения в Налоговый кодекс, представители налоговой службы предупреждали: плательщиков ожидают изменения, направленные на обеспечение бюджетной устойчивости. При этом вряд ли кто-то подвергнет сомнению ее важность. В Министерстве по налогам и сборам подчеркивают: в основе любых решений, касающихся налогообложения, — и тех, что несут в себе стимулирующий потенциал, и тех, что имеют откровенно фискальный характер, — заложен ответ на объективную реальность.
Вопросы, связанные с наполняемостью бюджета, решаются разными способами. Например, путем расширения налоговой базы и вовлечения в налогообложение доходов, остававшихся по каким-либо причинам в стороне от налогообложения, совершенствования порядка применения налоговых льгот и сокращения числа преференций, которые перестали быть востребованными, и, конечно, принятия стимулирующих мер, результатом которых становятся рост экономики и увеличение налоговых отчислений.
По всей стране проведены десятки семинаров, конференций и иных мероприятий разъяснительного характера для предпринимателей.
Простые и понятные правила
Запрет на применение упрощенной системы налогообложения, меры по повышению ставок единого и подоходного налогов в отношении ИП — это даже не фискальные, а скорее структурные меры, направленные на выравнивание условий конкуренции на внутреннем рынке.Сергей Наливайко, министр по налогам и сборам, напомнил, что и УСН, и единый налог для ИП являются специальными режимами налогообложения, которые вводились временно и с вполне определенной целью. Это создание условий для развития малых форм бизнеса, поддержка со стороны государства на тот период, который потребуется ИП для перехода на общеустановленную систему налогообложения. Однако в действительности получилось иначе.
— К сожалению, на протяжении многих лет мы наблюдали, что эти специальные режимы используются не для становления на ноги, а для получения неправомерных налоговых преимуществ перед добросовестными субъектами хозяйствования. Поэтому и было принято решение сначала сократить виды деятельности для ИП, которые могут осуществляться с применением упрощенной системы налогообложения, а начиная с текущего года вообще уйти от этих видов деятельности.
Кроме того, так и не был достигнут эффект, являвшийся, по сути, главной целью тех мер, которые принимались десять лет назад.
— В 2013 году произошло снижение ставки по упрощенной системе налогообложения с 7 до 5 процентов. Тогда ряд бизнес-союзов брал на себя обязательства создать не менее 20 тысяч рабочих мест с заработной платой 500 долларов. В течение всего этого времени ни одного года с такими показателями нет. Более того, средняя заработная плата у индивидуальных предпринимателей, которые применяли упрощенную систему налогообложения, — 540 рублей.
Во время встречи с ИП в Мингорисполкоме Игорь Скринников, заместитель министра по налогам и сборам, поделился наблюдением:
— Я сверил ставки единого налога с суммой подоходного налога, который удерживается с заработной платы среднестатистического жителя Минска. В течение пяти лет среднестатистический гражданин уплачивал в среднем в полтора раза больше подоходного налога в месяц, чем индивидуальный предприниматель. Наверное, это не совсем справедливо. Причем мы ведем речь о самых больших ставках, которые были установлены для наиболее крупных торговых центров.
Таким образом, ИП нередко становились конкурентами организованному бизнесу, используя при этом дисбаланс в налоговой нагрузке с пользой для себя. И вместе с тем на протяжении многих лет доля экономического вклада индивидуальных предпринимателей варьировалась на уровне 2—2,5 процента.
История снижения ставок
За десятилетний период изменений налогового законодательства можно увидеть целый ряд правовых норм, которые принимались для снижения налоговой нагрузки на бизнес. Так, в 2013 году по налогу при УСН ставки были снижены с 7 до 5 процентов для плательщиков, не уплачивающих НДС, и с 5 до 3 процентов — для уплачивающих НДС. Эти ставки были упразднены в 2022-м при реформировании специального режима: отменено исчисление НДС плательщиками налога при УСН и введена единая ставка налога — 6 процентов.В 2014 году по налогу на прибыль для организаций ввели механизм инвестиционного вычета, позволяющий часть стоимости основных средств единовременно и дополнительно к амортизационным отчислениям относить на затраты, учитываемые при налогообложении. Размеры вычета были определены в пределах от 10 процентов (по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам) до 20 (по машинам и оборудованию).
В 2016-м отменили экологический налог за ввоз на территорию Беларуси озоноразрушающих веществ.
На 2018—2022 годы были установлены значительные льготы для организаций и ИП, осуществляющих розничную торговлю, оказывающих услуги общественного питания и бытовые услуги в сельской местности и малых городах. Среди них — освобождение оборотов по НДС по этой деятельности, обложение прибыли от такой деятельности по ставке 6 процентов, установление ставки единого налога за месяц для ИП в размере одной базовой величины, а также освобождение от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
В 2019-м был увеличен размер инвестиционного вычета, применяемого при исчислении налога на прибыль: по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам — с 10 до 15 процентов, по машинам и оборудованию — с 20 до 30 процентов.
Тогда же установили пониженные ставки налога на недвижимость для вновь созданных объектов в течение второго — пятого годов с даты их приемки в эксплуатацию. Ставки зафиксировали на уровне 0,2; 0,4; 0,6 и 0,8 процента соответственно, а в течение первого года после ввода в эксплуатацию — полное освобождение от налога на недвижимость. Соответствующие понижающие коэффициенты установили и в отношении земельных участков, занятых такими объектами. Кроме того, был отменен налог на недвижимость по объектам, не введенным в срок, установленный проектно-сметной документацией, отменено повышенное налогообложение земельных участков, занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства. К слову, с 2023 года данный механизм стимулирования плательщиков к завершению объектов строительства вновь введен. В настоящее время в случае незавершения строительства по истечении трех лет с момента выделения земельного участка к ставкам земельного налога применяется повышающий коэффициент 3,0.
И еще несколько фактов о 2019-м: в то время было отменено применение повышенных в десять раз ставок налога на недвижимость и земельного налога по неиспользуемым или неэффективно используемым объектам недвижимости и земельным участкам, занятым ими, а также отменены увеличенные в десять раз ставки земельного налога, применявшиеся в отношении самовольно занятых участков.
В 2021 году вместо государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении введен транспортный налог. При этом ставки его по многим позициям были установлены в размере ниже ставок госпошлины на 30—50 процентов. Например, ставка налога на транспортную единицу с весом 1,5—1,75 тонны ровно в два раза меньше госпошлины: 81 рубль вместо 162. К слову, ставки транспортного налога с момента их установления и до настоящего времени не индексировались.
УСН и единый налог для ИП вводились временно, на период, который потребуется малому бизнесу, чтобы встать на ноги.
В 2022-м вновь увеличен размер инвестиционного вычета, применяемого при исчислении налога на прибыль: по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам — с 15 до 20 процентов, по машинам и оборудованию — с 30 до 40 процентов.
Наконец, в 2023 году ставка земельного налога для земельных участков, занятых торговыми центрами и магазинами торговых сетей, снижена с 1,5 до 0,7 процента от кадастровой стоимости.
— А ведь в эти десять лет сделано еще большое количество шагов по совершенствованию налогового администрирования, которые не только обеспечили простоту и удобство уплаты налогов, но и позволили сократить издержки, возникающие при выполнении плательщиками своих налоговых обязательств, — подчеркнули в министерстве. — Таким образом, утверждение о постоянном повышении налоговой нагрузки не имеет под собой никаких оснований.
nevmer@sb.by