На днях Президент подписал Закон «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь». Им вводится институт специального (заочного) производства по уголовным делам в отношении обвиняемых, находящихся за пределами Беларуси и уклоняющихся от явки в орган, ведущий уголовный процесс. Ввели и перечень составов преступлений, по которым могут начать специальное производство. Это акт терроризма, геноцид, наемничество, измена государству, диверсия, создание экстремистского формирования либо участие в нем, массовые беспорядки, призывы к санкциям. И мне хочется ответить на вопли тех, кто продолжает угрожать нашей стране, надеясь на безнаказанность. А как вы хотели? Это не наша инициатива, это мировая практика!
Фото из архива СБ
В 2020 году много преступлений у нас в стране совершено против мира, безопасности человека и государства. Запрос белорусской прокуратуры на выдачу преступников некоторые страны отвергли либо проигнорировали. У преступивших закон появилось ложное чувство безнаказанности, и они продолжают клеветать и всеми другими способами вредить своей родине. Но рано или поздно все они захотят вернуться. Сейчас то, что даже в их отсутствие проведут расследование и вынесут приговор, послужит для некоторых отрезвляющим душем. Кстати, пресловутые любители Штатов могут вспомнить пример основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Хоть он и подал апелляцию на решение британских властей о его экстрадиции в США, все же рано или поздно и его самые «демократичные» принудят явиться в суд. И его отсутствие не помешало им предъявить обвинение с перспективой 175 лет тюрьмы. Так и у нас, пройдет положенный срок — и расследование проведут без присутствия обвиняемого, а затем вынесут приговор.
А тем, кто обвиняет нас в жесткости, хотелось бы напомнить, что у них какие-то странные «окуляры»: нас видят хорошо, а на свои проблемы включается «дальнозоркость». У нас, на их взгляд, все жестко, на деле сами безжалостны. На это указал и Президент Беларуси в интервью информационному агентству Франс Пресс: «А зачем вы избивали людей, которые не против власти вышли воевать, а попросили у власти, чтобы жить им было лучше? А вы их квасили. А лошадьми, собаками травили в Нидерландах. А в Польше что творилось, когда женщины вышли против абортов, выступили...» Но этого не видят.
Гражданин должен понимать и чувствовать ответственность за свои действия. Может, некоторые задумаются. Между прочим, у обвиняемого, который прибыл в суд, есть адвокат и возможность оправдаться.
Напомню, что у части так называемой оппозиции здесь осталось имущество. По некоторым статьям предусматривается в том числе и его конфискация. Вероятно, сейчас в соответствии с приговорами можно будет использовать его для компенсации нанесенного обществу и государству ущерба. Даже если Латушки и иже с ними побоятся в суд явиться.Ведь от их деятельности пострадали невинные люди.
Еще одна важная деталь. Нельзя говорить, что документ только вносит ужесточения. Наоборот. Совершенствуется порядок обжалования судебных решений. Наряду с апелляционной вводится кассационная стадия судопроизводства с рассмотрением жалоб и протестов в президиумах областных и Минского городского судов. У людей появится больше возможностей обжаловать приговор. Главное, как правильно объяснил Президент французам, не бороться против своей страны, против собственного народа: «Ничего подобного наша оппозиция и средства массовой информации, которые финансировались исключительно из-за рубежа, не представляли».
Может, у кого-то и дальнозоркость, но нам отлично видно и ясно: есть преступление — должно быть и справедливое наказание.
Игорь МАРТЫНОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по национальной безопасности.