— Мы играли в городе Джяково, в Югославии его еще называли Джяковица. Но сегодня это — территория Косово. После того как в сентябре прошлого года на конгрессе ЕГФ Косово стало 50–м членом Европейской гандбольной федерации, его сборные получили право участия в чемпионатах мира и Европы. Отборочный турнир европейских сборных для попадания на чемпионат мира среди молодежных команд (до 21 года), который доверили провести Джяково, стал одним из первых международных соревнований в Косово. И сегодня мы вправе называть это место для себя удачным. Наша белорусская команда последовательно обыграла черногорцев, хозяев, швейцарцев и квалифицировалась на чемпионат мира в Бразилии. Никаких организационных проблем не было. Да и с безопасностью на турнире все было в порядке.
Молодежная сборная Беларуси стала одним из первых соперников сборной Косово.
Фото Дмитрия БАРСУКОВА
Когда говорят, что спорт вне политики, то конечно, немного лукавят. На самом деле спорт либо внутри ее, либо он сам представляет собой большую политику. Исполнительный директор Белорусской федерации гандбола Юрий Терещенко в своем резюме прошедшего в Джяково турнира был краток, но даже такой его монолог дает богатую пищу для размышлений. Косово, чью независимость Беларусь, как и более чем 100 государств всего мира, не признала, уже является нашим соперником на спортивных площадках. Во многом этому способствовало прошлогоднее официальное признание НОК Косово Международным олимпийским комитетом. Но не только это. Ибо еще с 2005 года автономный край являлся ассоциированным членом Европейской федерации гандбола, и помнится, в еврокубках жребий уже несколько раз сводил в одну пару белорусскую и косовскую команды. Равно как помнится и то, что на первых порах те игры были окрашены в весьма скандальные тона.
Сейчас в повестке дня мирового спорта стоит еще один важный вопрос — палестинский. В то время как представители автономии принимают гигантские усилия по созданию палестинского государства, в то время как этот вопрос постоянно обсуждают в ООН, сборная Палестины по футболу впервые в своей истории пробилась в финальный турнир Кубка Азии и именно в эти дни принимает в нем участие. В первом матче палестинцы проиграли японцам 0:4, но ничуть не расстроились. А защитник Тамер Салах заявил после игры, что футболисты гордятся своим достижением: «Мы хотим этим самым передать всему миру, что палестинцы — не террористы, а такие же люди, как все». Впереди у палестинских футболистов матчи с командами Ирака и Иордании, но говоря об этих встречах, нам с вами не мешает оглянуться назад. Палестинская автономия пока признана лишь отдельными странами и не является полноправным членом ООН. При этом членом ФИФА Палестинская федерация футбола стала еще в 1998 году, и еще совсем недавно в рейтинге сборных команда автономии даже обходила белорусскую команду (сейчас, правда, Палестина на 115–й позиции, а Беларусь на 99–й). Подавляющее большинство команды составляют игроки, выступающие на родине, но есть и несколько легионеров, представляющих польский, шведский и словенский клубы. А еще с футболистами палестинской сборной связаны несколько неприятных историй: в разное время некоторые из игроков попадали под подозрение израильских силовых структур в связи с причастностью к террористической деятельности, а одного из них — Самиха Мураабу — даже не отпустили конкретно в Австралию на Кубок Азии в связи с тем, что он успел посидеть в тюрьме.
Несмотря на отчаянное сопротивление, палестинцы уступили японцам – 0:4.
Фото РЕЙТЕР.
Несколько иначе, чем у палестинской сборной, обстоят дела у футбольной команды Гибралтара. В настоящее время она принимает участие в отборочных матчах чемпионата Европы–2016, а осенью даже играла с полномочными чемпионами мира немцами и уступила всего 0:4. При этом официальному признанию Гибралтара со стороны УЕФА предшествовала многолетняя эпопея, завершившаяся вмешательством Спортивного арбитражного суда. После его вердикта европейские футбольные чиновники согласились закрыть глаза на протесты Испании и принять в свои ряды футбольную ассоциацию заморской территории Великобритании. Однако никакие лозанские вердикты не изменили позиции ФИФА. Да–да, именно так. Блаттер и его ведомство настаивают, что лишь одна федерация от страны может быть принята в члены ФИФА. Эта позиция еще раз была подтверждена в сентябре прошлого года, когда исполком ФИФА проголосовал против принятия Гибралтара, а заодно и затерянных в Тихом океане Северных Марианских островов, которые имеют статус неинкорпорированной организованной территории, свободно ассоциированной с США.
Теперь марианцам впору заявляться на чемпионат мира по футболу среди сборных непризнанных государств. Первый такой турнир прошел в прошлом году в шведском Эстерсунде и собрал 12 команд из Падании (представители восьми северных регионов Италии), Тамил–Илама (тамильская диаспиора Канады, Великобритании и Швейцарии), Дарфура (суданские беженцы, которые живут в палаточных лагерях в Чаде), Иракского Курдистана, Лапландии, Окситании (исторической области на юге Франции и небольшой части Испании и Италии), острова Мэн (он хоть и не входит в состав Великобритании, является ее зависимой территорией), а также Южной Осетии, Абхазии и Нагорного Карабаха. За паданцев на чемпионате играл младший брат знаменитого Марио Балотелли, а за абхазцев известный по выступлениям во многих российских клубах Руслан Аджинджал. Но победили в Эстерсунде отнюдь не те, кто ставил перед собой в том числе и политические задачи, а команда молодых парней из Ниццы, которая приехала просто поиграть в футбол.
Так что спорт, похоже, все–таки вне политики.
Или все–таки в ней? Разве можно судить по–иному, когда функционеры международных спортивных федераций буквально жонглируют темой принятия/непринятия в свои ряды тех или иных государств. Когда клубы или сборные этих самых государств из кожи вон лезут, чтобы отметиться в протоколах спортивных соревнований. Когда отборочный матч между футболистами Сербии и Албании оказывается сорванным отнюдь не по футбольным причинам. Когда УЕФА в поиске соломонова решения запрещает крымским клубам выступать в чемпионате России, но при этом не разрешает играть и в чемпионате Украины. Когда за каждым допинговым скандалом некоторым видится чуть ли не вселенский заговор. Когда в любом виде спорта запрещена любая политическая, религиозная агитация, но все восторгаются, завидев, как спортсмены поднимают лозунг «Я — Шарли»...
К сведению
В августе 2013 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Международный день спорта для развития и мира». Беларусь приняла участие в разработке этого документа и оформила по нему соавторство.
Из резолюции:
«Мы рассматриваем действия по использованию спорта в политических целях, для оказания давления на суверенные государства как намеренную дестабилизацию международной обстановки. Как приверженцы многостороннего, партнерского подхода к повышению роли спорта в жизни общества полагаем, что в защите идеалов спорта более активную роль могут и должны играть Организация Объединенных Наций, Международный олимпийский комитет и их главные должностные лица. Для этого было бы важным, чтобы ООН и МОК создали действенные и надежные механизмы взаимодействия, которые могли бы быть использованы для защиты идеалов спорта и олимпизма, недопущения нарушения принципов суверенного равенства государств и недискриминации».
Антон СЕРЕБРОВ.
Фото Дмитрия БАРСУКОВА и РЕЙТЕР
Советская Белоруссия № 6 (24636). Среда, 14 января 2015