Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Стратегия — это, конечно, Концепция национальной безопасности, Военная доктрина. Важнее быть сейчас ничего не может. Это главное. Первое заседание ВНС — это прежде всего кадровые вопросы. Будет избираться Председатель, Президиум ВНС будет определен. Может быть, мы успеем и удастся провести назначения в Верховном Суде, Конституционном Суде, Центральной избирательной комиссии. Это все уже от Президента выведено на уровень Всебелорусского народного собрания. Судебная власть из-под Президента выводится наверх, то есть мы движемся в демократическом направлении.
Во время ознакомления с мероприятиями проверки боеготовности соединений и воинских частей в Ошмянском районе, 26 марта 2024 года.
— Стратегия — это, конечно, Концепция национальной безопасности, Военная доктрина. Важнее быть сейчас ничего не может. Это главное. Первое заседание ВНС — это прежде всего кадровые вопросы. Будет избираться Председатель, Президиум ВНС будет определен. Может быть, мы успеем и удастся провести назначения в Верховном Суде, Конституционном Суде, Центральной избирательной комиссии. Это все уже от Президента выведено на уровень Всебелорусского народного собрания. Судебная власть из-под Президента выводится наверх, то есть мы движемся в демократическом направлении.
Во время ознакомления с мероприятиями проверки боеготовности соединений и воинских частей в Ошмянском районе, 26 марта 2024 года.
Уникальная модель реагирования
Всем комментаторам, даже самым недружественным нам, бросилась в глаза уверенность, с которой Александр Лукашенко говорит о положении в Беларуси. Она базируется на глубоком знании и понимании процессов, происходящих в нашем обществе. Серия последовательных действий власти позволила преодолеть реальное и возможное негативное влияние событий 2020 года, а также резкого геополитического обострения последних лет. В Беларуси выстроилась уникальная модель реагирования на подобные вызовы, которая включает в себя правовые, силовые, политические и экономические меры.Одним из ключевых решений совершенствования всего государственно‑общественного механизма стала конституционная институционализация Всебелорусского народного собрания. В настоящее время идет выдвижение делегатов этого высшего органа народовластия. На теме работы собрания остановился Президент во время своего общения с журналистами в ходе посещения воинской части в Ошмянском районе. Он перечислил те вопросы, которые целесообразно включить в повестку дня первого заседания ВНС. Как известно, оно состоится в конце апреля. Представительный форум откроется с доклада Главы государства о ситуации в стране и мире. Сам Александр Лукашенко, который (и это очевидно) сейчас работает над планом и тезисами своего предстоящего выступления, назвал его компактным. Думается, что в Беларуси и за рубежом ждут откровенных оценок происходящего и видения дальнейшего развития — того, что является одной из сильных сторон нашего национального лидера и выгодно отличает его от многих политических деятелей. Конечно, на заседании нужно решить и организационно‑кадровые вопросы.
Есть и еще одна тема, которая Основным Законом отнесена к компетенции ВНС. В настоящее время она имеет первостепенное значение. Ее обсуждение и последующее принятие соответствующих решений наверняка вызовет международный резонанс.
Речь о Концепции национальной безопасности и Военной доктрине Республики Беларусь. То есть делегатам ВНС предстоит четко обозначить военно‑политический курс нашей страны в современных, крайне непростых условиях, когда мир оказался у порога полномасштабной глобальной войны.
Демократия в действии
В Беларуси политический процесс опирается на прочную правовую основу, которая была существенно обновлена за последние годы. Обратимся непосредственно к тексту Конституции. В пункте 29 статьи 84 написано, что Президент «вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики». Все ясно — Глава государства является Главнокомандующим Вооруженными Силами. Вместе с тем и ВНС обладает большими полномочиями для реагирования при любой кризисной ситуации. Опять‑таки процитируем Основной Закон. Пункт 10 статьи 89 (3) наделяет высший представительный орган народовластия правом по предложению Президента принимать решение «о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларуси для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности».Все расставлено по своим местам. Наша республика остается президентской, что дает возможность обеспечения единоначалия не только в мирное время, но и, что особенно важно, при возникновении любых внешних вызовов и угроз, вплоть до военных. При этом демократические принципы закреплены в необходимости получать санкцию со стороны Совета Республики, а также в широких прерогативах ВНС. Общество через своих полномочных представителей осуществляет контроль за действиями исполнительной власти. Это обеспечивает полную легитимность принимаемых решений, от которых зависит судьба страны, каждого гражданина.
Демократический характер осуществляемых в Беларуси политических преобразований подчеркнул в ходе общения с журналистами сам Александр Лукашенко, в сердцах воскликнув: «Но это невыгодно говорить ни нашим беглым, ни нашим противникам и врагам. Пусть бы рассказали об этом». Конечно же, не расскажут! На Западе выгодно нагнетать ситуацию, демонизировать нашу страну, как и Китай, и Россию, и любое другое государство, избравшее путь самостоятельного и суверенного развития.
Описанная система обеспечения национальной безопасности важна еще вот почему. Повышение роли гражданского общества возлагает особую ответственность на всех нас. Сейчас тезис о том, что оборона родной страны — дело каждого, не просто лозунг. Он закреплен в конкретном механизме взаимодействия всех ветвей власти как на республиканском, так и на местном уровне, политических партий, общественных объединений, граждан.
В этом смысле совершенствование политической системы играет не меньшую роль, чем укрепление Вооруженных Сил. Ведь и армия, и другие силовые структуры являются частью общества, они чувствуют нашу поддержку. И противник, строя свои планы, в первую очередь нацеливается на развал именно политической сферы, то есть государства, стремится парализовать центры принятия решений. Потому прошедшие выборы, предстоящее Всебелорусское народное собрание, слаженность действия всех субъектов внутренней политики — это тоже участки фронта, только политического. Ведь все мы ведем нашу общую борьбу за родную Беларусь.
Компетенция ВНС
• утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности• утверждает программы социально-экономического развития
• заслушивает ежегодные послания Президента к Парламенту
• заслушивает Премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития
• предлагает изменения и дополнения в Конституцию
• обладает правом законодательной инициативы
• предлагает проведение республиканских референдумов
• вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов
• принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления
• вправе ввести на территории Беларуси чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам
• по предложению Президента избирает Председателя, заместителя и судей Конституционного Суда, Председателя, заместителей и судей Верховного Суда, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии
• по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Беларуси для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности
• устанавливает государственные праздники, праздничные дни и памятные даты
Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.