![](/upload/iblock/84b/84b2763cf6c452f21a3fb51ffe843ee5.jpg)
Не ускользнет ни один абзац
Чтобы узнать, как преподаватели отсеивают чистый плагиат от уникальных авторских исследований, мы наведались к профессору, заведующей кафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития Белорусского государственного технологического университета Ирине Новиковой. Она работает со студентами уже более 30 лет, от ее зоркого глаза не ускользнет ни один списанный абзац:
![](/upload/iblock/576/5760046fa80256f6e1d90ba03bef7e10.jpg)
Проще купить, чем пошевелить извилинами
Профессор замечает, что мнение «списал – значит, украл» у нас пока не сформировалось. Более того, иногда студенты открыто заявляют преподавателям, что им проще купить работу, чем выполнить ее самостоятельно:
Читайте также
Централизованно антиплагиатор в университете пока не запущен. В этом году кафедра по собственной инициативе впервые проверит несколько страниц в каждой работе:
– У нас 30 дипломников, прогнать все работы целиком нет возможности, но мы сделаем это выборочно. Однако показатель уникальности, который выдает система, не всегда объективен. Зачастую общеупотребимые в научной лексике речевые обороты программа относит к плагиату, что автоматически снижает уникальность. К оценке результатов нужно подходить очень осторожно, потому что можно ошибиться. В соответствии с международными стандартами мы определили, что минимальный проходной уровень уникальности – 40 процентов, все, что меньше, будет отправляться на доработку.
Антиплагиатор в голове
Хотя опытному преподавателю специальный софт не нужен. Ирина Васильевна вспоминает интересный случай:
– Несколько лет назад, когда работала в одном частном вузе, ко мне попали двое выпускников с идентичными проектами. Первый защитился без особых проблем, а вот у второго они были. Еще с введения поняла, что где-то я это уже читала. Оказалось, один студент купил работу за 80 долларов в эквиваленте, а второй за 50 – получил скидку. Радует, что в БГТУ такого произойти не могло бы: у каждого студента своя тема, привязанная к конкретному предприятию, на котором он проходит преддипломную практику. Но даже это от плагиата не всегда спасает. Некоторые умудряются купить бизнес-план фирмы, в которой они практикуются, и отдать его человеку, который пишет дипломный проект. Преподаватель получит абсолютно уникальное, грамотное исследование и никогда не поймет, что выполнил ее не сам студент.
И пусть Ирина Васильевна частенько ругает наших студентов, но ласково называет их «нобелевскими лауреатами»:
– С советских времен у нас сохранилась хорошая система подготовки курсовых и дипломных работ. Она позволяет научить студента грамотно ставить цели и задачи, грамотно вести исследование. Поэтому к моменту написания дипломной работы любой студент (если он, конечно, не очень ленивый) в состоянии представить достойный проект.
ЛАЙФХАКИ ОТ ПРОФЕССОРА
• Чтобы понять, уникальная работа или нет, обращаю внимание на литературу: слишком свежая зарубежная библиография меня настораживает. Понимаю, что книгу, которая только сошла с печатного станка в другой стране, раздобыть сложно. Это свидетельство того, что работа взята из интернета.
• Когда читаю дипломную по проблеме, которая мне очень хорошо знакома, например, по глобализации мировой экономики, вспоминаю, где и кем это могло быть написано.
• Обращаю внимание на шероховатости стиля, описки и ошибки в тексте. Ни один студент не пишет, как профессор, и всегда допускает неточности.
• Подмечаю, как часто дипломник делает выводы. Если он процитировал чужую мысль со ссылкой на автора, а потом написал свою, сделав резюме, он молодец, постарался.
odubrovsk@sb.by