Французский шевр, камамбер, ламбер, Сент-Мор — вовсе не сырная экзотика, а ежедневный «домашний» продукт гродненской семьи Шатровых. King of Cheese — так назвали свою фермерскую сыроварню супруги Надежда и Олег. Живут они в черте города, держат козочек и овечек. Варить сыр начали всего полтора года назад, но в своем деле уже стали профессионалами. Таких сыров, как у них, точно не сыщешь на магазинных полках.
«Сырные фантазии» у супругов Шатровых разыгрались, можно сказать, неожиданно.
Когда-то Надежда работала в сфере общепита, Олег занимался бизнесом. Построили дом в пригороде, подняли на ноги детей, дождались внуков. А «сырные фантазии» разыгрались, можно сказать, неожиданно.
— Всегда любили путешествия, — рассказывают Шатровы. — И во время поездок в разные страны знакомились с местной кухней. Часто привозили домой различные виды сыра. Когда началась пандемия и закрылись границы, сели и подумали: а не сварить ли нам самим любимый камамбер? Когда сделали первую партию, то за три дня сами все съели. А это, на минуточку, 20 головок...
Производство сыра — процесс длительный, требующий терпения. В день Надежда и Олег вручную перерабатывают около 150 литров молока.
— Особого внимания требуют сыры с плесенью, — хозяйка демонстрирует ароматную головку. — С ними нянчимся, как с малыми детками: меняем «постельку», переворачиваем, кладем на новые салфетки, убирая таким образом лишнюю влагу. Некоторые вызревают по несколько месяцев, требуя определенного температурного режима. При этом каждая партия все равно может отличаться по вкусу. Первое время даже расстраивалась по этому поводу, пока опытные сыроделы не объяснили, что сыр — живой продукт. Вкус зависит от многих факторов, даже от того, что съело животное. Очень стараемся произвести качественный продукт, ведь от этого зависит, вернется ли к нам покупатель.
Шатровы изготавливают около 15 видов сыра. Есть мягкие, полутвердые и, самые редкие, с плесенью. Адыгейский, халлуми, рикотта, ламбер, монтазино канестрато, таледжио, камамбер, шаурс — одни из самых популярных и востребованных.
— Три раза в неделю выезжаем на фермерский рынок в Гродно. Там нас многие знают и ждут, так что долго не стоим, сразу все разбирают. Людям интересно попробовать что-то новое. В магазине такого сыра не купите. Кроме того, продаем через Instagram, где у нас около 5,5 тысячи подписчиков. В зависимости от сорта цена варьируется от 2,4 до 9,5 белорусского рубля за 100 граммов. Ценителей домашних сыров, как оказалось, хватает. Есть постоянные клиенты, которые покупают сразу несколько головок.
Надежда и Олег встают рано, засыпают быстро и спят сладко. А главное — не нервничают. Общение с животными дает массу положительных эмоций. Сегодня они держат 35 овечек и козочек, которых надо не только накормить пшеницей, сеном и витаминами, но и приласкать, сказать добрые слова. Без этого, по мнению владельцев фермерской сыроварни, молоко не то.
— Мечтаем купить профессиональное оборудование, были бы рады получить от государства какую-то помощь в виде субсидии для расширения производства, — делится видами на перспективу Надежда. — А пока это тяжелый ручной труд. Хотя в конечную цену продукта он не входит. Немалых денег стоят закваски и плесень, ведь мы используем только итальянские и французские. Хорошо, что в свое время закупили достаточное количество про запас. Бережно храним в морозильной камере это богатство, без которого производство сыра попросту остановится. Если закваску уже можно купить в России, то производство плесени там пока не наладили. Очень надеемся, что наши соседи быстро сориентируются и займут этот рынок.
Конечно, для того чтобы развивать дело, нужен еще и деревенский простор, говорит Надежда.
— Содержать животных в городе не очень удобно, поэтому вынашиваем планы переехать в деревню. Участок площадью 25 соток у нас уже есть, осталось построить помещения для себя и животных. Тогда у нас появится возможность взять еще четыре гектара земли, что позволит значительно сократить издержки на кормление животных. Со временем хотим организовать там что-то вроде агроусадьбы, где можно проводить дегустации, устраивать мастер-классы, принимать на ночлег гостей.
Арифметика Шатровых
Весомая статья расходов — корма. Одна коза съедает в день 2 кг сена — на 20 белорусских рублей в месяц. Плюс 7,5 рубля стоит зерно. В рационе обязательны витамины и овощи: тыква, свекла, морковь — это еще 30 рублей в месяц на одно животное. Приготовление самого продукта также требует солидных вложений. Закваска для сыра на 50 литров стоит около 60 рублей, белая плесень — около 750 рублей. А еще оригинальная упаковка, на которой Шатровы не экономят, затраты на газ, воду, свет...
В ассортименте у Шатровых — редкие виды сыров. Разумеется, эксклюзивный продукт не может стоить как массовый. Например, цена для гурманов от King of Cheesе козьего сыра Сент-Мор, названного так по имени его родины, маленькой французской коммуны, — 8 белорусских рублей за 100 граммов.
vrublevskaya@sb.by
Семья Шатровых из Гродно приготовила свой «сырный» ответ на санкции Запада
Созрел камамбер
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Алексей БИБИКОВ