Совокупный размер вознаграждения ретейлу за приобретение продтоваров, услуги по их продвижению и логистику хотят ограничить 5 процентами от суммы покупки

Сегодня завершается общественное обсуждение проект Указа «О мерах по совершенствованию регулирования потребительского рынка». В проекте указа предлагается установить дополнительные требования к заключению договоров, предусматривающих поставки продтоваров, между ретейлером и поставщиков продовольствия, а также предусмотреть меры административной ответственности за их неисполнение.


В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли отметили:

– Проект документа разработан в целях оказания поддержки белорусским производителям продовольственных товаров и создания условий обеспечения национальной продовольственной безопасности.

Какие нормы предлагается ввести? Соглашение о поставке продтоваров может включать в цену договора вознаграждения ретейлеру за приобретение у поставщика определенного количества продукции. При этом размер вознаграждения должен быть согласован сторонами, включен в цену договора и не должен учитываться при определении стоимости продтоваров. Совокупный размер вознаграждения ретейлеру за покупку продтоваров, оказание услуг на продвижение товаров, логистических услуг не может превышать 5 процентов от цены приобретенных товаров. При этом не учитывается НДС, выставляемая поставщиком к оплате рознице.

Вместе с тем запрещается предоставление и/или получение вознаграждений в связи с приобретением торговлей определенного количества продтоваров у поставщика, за оказание услуг для продвижения товаров, выпущенных по заказу ретейлера под его собственной торговой маркой (СТМ). Эта же норма, как ожидается, будет распространяться и на продтовары, поставленные для проведения согласованных с поставщиком распродаж, мероприятий, направленных на стимулирование продажи, за счет снижения поставщиком установленных им цен. А также – на соцзначимые товары, алкогольные напитки, на которые регулятор установил предельные минимальные отпускные цены.

– По информации концерна «Белгоспищепром», по сложившейся практике производство товаров под собственными торговыми марками ретейла осуществляется определенными партиями в ограниченном объеме. При этом формирование отпускных цен на товары под СТМ осуществляется с минимальной рентабельностью. А это снижает доходность предприятия по сравнению с отгрузками аналогичной продукции собственных брендов. Так, в 2020 году производство отдельных товарных позиций с использованием СТМ торговых сетей республики предприятиями, входящими в состав концерна «Белгоспищепром», осуществлялось с рентабельностью в пределах от минус 25 до 5 процентов. В числе таких товаров следующие позиции: кондитерские изделия, соковая продукция, ликероводочные изделия, вина плодовые и плодово-ягодные, пиво, кисель. В этом случае дополнительная выплата вознаграждения за производство и поставку этих товаров экономически нецелесообразна для предприятия, – поясняют в МАРТ.

Есть информация и о поставках акционных товаров в ретейл. По данным Белгоспищепрома, в настоящее время удельный вес поставки таких товаров по целому ряду торговых групп достигает 60-90 процентов от общего объеема поставляемой продукции. В этом случае производитель предоставляет увеличенный размер скидок, которые достигают 30-50 процентов от отпускных цен на продукцию. При этом рентабельность продаж составляет, как правило, от 0 до 5 процентов, а в отдельных случаях уходит в минус. Этот факт не позволяет белорусским производителям производить дополнительную выплату вознаграждений организациям торговли за поставку товаров, поставляемых для акционной продажи.
 
Сетевикам или владельцам крупных магазинов, где продаются продтовары, а также поставщикам в такие магазины запрещается соответственно получать и предоставлять иные виды вознаграждения, не предусмотренные в указе. За исключением вознаграждения за предоставление права использования объекта интеллектуальной собственности в отношении продтоваров, если такое использование не связано с изготовлением товаров, выполнением работ или оказанием услуг для обладателя исключительного права на соответствующий объект интеллектуальной собственности и по его заказу. Все перечисленные выше требования распространяются и на группу лиц организации торговли, общепита и поставщика. В любом из случаев превышения совокупного размера вознаграждения грозит штраф на юрлицо или ИП в размере до 100 процентов от суммы превышения. Причем административное взыскание может быть наложено не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня их обнаружения нарушений.
 
Составлять протоколы об указанных правонарушениях предлагается уполномочить специалистов Госконтроля, МАРТ и его территориальных органов, гор- и облисполкомов, администраций районов в городах. Рассматривать дела будут в экономических судах областей и Минска.
 
Юрлица и их должностные лица, физлица, в том числе ИП, обязаны представлять госорганам и огранизациям, контролирующим соблюдение торгового законодательства, по их запросу и в установленные ими сроки полную и достоверную информацию, документы, объяснения, сведения в письменной или устной форме. В том числе данные, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

По данным Торгового реестра, сегодня 27,9 тысячи организаций торговли реализуют продтовары. Из них 16,2 тысячи – юрлица, включая микроорганизации и фермерские хозяйства.
 
Ожидается, что ведение предусмотренных проектом указа требований положительно скажется на результатах финансово-хозяйственной деятельности белорусских производителей, но при этом повлечет снижение доходов торговли.
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter