Совместные белорусско-российские учения «Запад-2013»

Среди основных целей учений «Запад-2013» – совершенствование оперативной совместимости штабов различных уровней, а также сопряжение перспективных систем управления войсками и оружием.

От зрелищности – к реалиям

Среди основных целей учений «Запад-2013» – совершенствование оперативной совместимости штабов различных уровней, а также сопряжение перспективных систем управления войсками и оружием. Тем более что со времени проведения «Запада-2009» системы управления войсками значительно усовершенствовались. Необходима была их практическая проверка самим ВС РФ, а также отработка взаимодействия с белорусскими системами аналогичного назначения.

На белорусской территории  в учениях участвовали около 13 тысяч военнослужащих (в т. ч. 2,5 тысячи российских), было задействовано до 350 единиц бронетанковой техники, в том числе около 70 танков, свыше 50 единиц ствольной и реактивной артиллерии, более 50 самолетов и вертолетов. На российской территории в учениях участвовали 9,4 тысячи военнослужащих (в т. ч. 200 белорусских), до 180 единиц техники, включая 10 танков, около 40 самолетов, до 10 боевых кораблей.

Тактические действия войск проходили на трех полигонах в Беларуси (Брестском, Гожском, Обуз-Лесновском) и на двух полигонах (Хмелевка и Правдинский) в Калининградской области России. Сценарием учений была предусмотрена борьба с террористическими группировками, проникшими на территории Беларуси и самого западного российского региона.

В ходе действий на белорусских полигонах ВС этой страны отрабатывали применение тактических ракет «Точка» и реактивных систем залпового огня «Смерч». Для воздушной разведки широко использовались беспилотники, которых все больше становится в ВС обеих стран. Основу совместной группировки составили подразделения белорусских 6-й и 11-й механизированных бригад и российской 9-й мотострелковой бригады. Руководство операцией в рамках учений осуществлялось с полигона Обуз-Лесновский, расположенного в Барановичском районе Брестской области. Здесь находился центр оперативного управления, развернутый на базе бригады управления 20-й общевойсковой армии ВС РФ. В то же время совместная группировка спецназа и ВДВ создавалась на базе Сил специальных операций ВС Беларуси. Основу группировки составила 38-я мобильная бригада белорусской армии.

В заключительный день учений «боевые действия» разворачивались на российской территории, в самой западной ее части. Наиболее зрелищная часть учений прошла на полигоне Хмелевка в районе Балтийска (главной базы Балтийского флота РФ), где в борьбе с террористами приняли участие ВМФ и ВВС РФ. В нанесении авиационного удара по условному противнику, кроме «старых добрых» фронтовых бомбардировщиков Су-24 и ударных вертолетов Ми-24, приняли участие новейшие истребители-бомбардировщики Су-34, прилетевшие с базы Балтимор под Воронежем (эти самолеты поступают на вооружение ВВС РФ с 2011 года). С четырех больших десантных кораблей (в т. ч. черноморского БДК «Азов» и североморского БДК «Георгий Победоносец», находящихся сейчас на Балтике) был высажен десант морской пехоты на новейших, только что поступивших на вооружение БТР-82А. Эти тяжелые машины хорошо показали себя на плаву в достаточно сложных (дождь и очень сильный ветер) погодных условиях. Высадку обеспечивали корветы «Стерегущий», «Сообразительный» и «Бойкий», поступившие в состав Балтийского флота в последние 5 лет. Завершающим эпизодом учений стала высадка подразделения 103-й мобильной бригады ВС Беларуси с десантного корабля на воздушной подушке «Мордовия». Это первый подобный опыт для армии «сухопутной» Беларуси. За учениями на Хмелевке наблюдали президенты обеих стран, а также военные атташе более чем 60 стран в РФ.

У многих наблюдателей скептицизм вызвал сценарий учений: откуда в белорусском Полесье и Янтарном крае России крупные, хорошо вооруженные группы террористов? Скептицизм этот отчасти обоснован, здесь им действительно взяться неоткуда. На встрече с журналистами и военными экспертами на следующий день после окончания «Запада-2013» министр обороны РФ Сергей Шойгу совершенно четко заявил: «Нам надо окончательно уходить от таких постановочных учений». Это однако ни в коем случае не означает, что учения были бесполезными. Учения вообще по определению полезны, без них армии умирают. Применительно к конкретному «Западу-2013» есть целый ряд дополнительны аспектов.

Во-первых, части ВС Беларуси и Западного ВО РФ в рамках операций ОДКБ могут оказаться в тех регионах, где антитеррористическая тематика по-настоящему актуальна.

Во-вторых, важнейшей задачей учений, как было сказано выше, стала отработка взаимодействия армий двух стран в условиях применения новой техники и систем управления.

В-третьих, в ходе учений на территории России (в Нижегородской и Смоленской областях) проверялись вещи, сильно подзабытые за последние два десятилетия. Речь идет о взаимодействии ВС с гражданскими органами власти и экономическими субъектами в условиях войны и о территориальной обороне. В связи с радикальными изменениями политической и экономической систем России по сравнению с СССР вопросы мобилизационной готовности требуют совершенно новых подходов и новой нормативной базы, что подчеркнул С. Шойгу на вышеупомянутой встрече. Также совершенно новых подходов требует территориальная оборона (т. е. защита тыла) в условиях значительного роста угрозы со стороны диверсионных формирований и применения высокоточного оружия. Кстати, в Беларуси все эти вопросы отработаны гораздо лучше, чем в России.

Кроме того, необходимо учитывать международный аспект. Именно в европейской части бывшего СССР любые действия армий, в том числе учения, подвержены множеству ограничений по различным договорам. В частности, если на учениях задействовано более 9 тысяч человек, на них необходимо приглашать иностранных наблюдателей.

Учения «Запад-2013» были плановыми, о них было известно еще год назад. Тем не менее уже несколько месяцев политики и журналисты ряда европейских стран, особенно, конечно, Балтии и Польши, нагнетали истерию по поводу этих учений. Здесь до сих пор ждут вторжения «русских агрессоров». Видимо, еще и поэтому учениям был придан характер, максимально далекий от сценария классической (армия против армии) войны, тем более – от отработки наступательных действий армейских соединений. 80 танков и 90 самолетов маловато для агрессии. К тому же была обеспечена максимальная открытость учений: иностранные военные атташе заняли половину Ту-154, прилетевшего с подмосковного Чкаловского на калининградский аэродром Храброво утром 26 сентября.

Интересно, что одновременно с «Западом-2013» Россия и Польша проводили совместные учения ВВС по перехвату захваченного террористами пассажирского самолета, причем с российской стороны в учениях участвовали Су-27, дислоцирующиеся в Калининградской области.

Как заявил Сергей Шойгу, масштабные учения ВС РФ, разных округов, флотов, родов войск и видов ВС перестают быть сенсацией и становятся рутиной. Они неизбежно будут утрачивать зрелищность именно потому, что перестанут быть постановочными. Зато они будут все ближе к реальным сценариям тех войн и конфликтов, в которых предстоит участвовать российским армии и флоту. Министр также отметил, что во внезапные проверки, через которые в этом году прошли все ВС РФ (особенно грандиозными были летние внезапные учения Восточного и Центрального округов), необходимо вовлекать союзников по ОДКБ, в первую очередь – армии Беларуси и Казахстана (по-настоящему полезное и взаимовыгодное взаимодействие у нас пока есть только с ними), что потребует создания новой нормативной базы. Только таким способом удастся выявить реальное состояние боеспособности ВС наших стран, устранить имеющиеся недостатки и отработать максимальную степень взаимодействия в любых условиях обстановки. Тогда ОДКБ (даже в «урезанном» варианте трех стран, составляющих Евразийский союз) станет серьезнейшей геополитической силой в масштабах не только Евразии, но и всей планеты.

Александр ХРАМЧИХИН

Задачи выполнены!

Первое масштабное совместное учение Беларуси и России прошло на белорусской земле в 2009 году. С того времени президенты двух стран договорились проводить маневры такого масштаба раз в два года. Ну а представители более старшего поколения наверняка помнят еще легендарный советский «Запад-81». И хотя военно-политическая обстановка тех лет в мире была иной, и тогда, и сейчас главная цель таких учений неизменна: оценить уровень взаимодействия стратегических союзников, научиться бок о бок отражать любую внешнюю агрессию. Белорусский лидер Александр Лукашенко не раз подчеркивал: Беларусь ни к кому не имеет геополитических и территориальных претензий и не собирается ни на кого нападать. Но и своего никому не уступит. И проведение подобных учений надо воспринимать как необходимое условие поддержания боеготовности Вооруженных сил защищать национальные интересы и суверенитет страны.

Кульминацией стратегического учения стали масштабные боевые действия на Гожском полигоне, что в пятнадцати километрах от Гродно, и на побережье Балтики в Калининградской области. За слаженными действиями белорусских и российских подразделений наблюдали президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин. До начала действий на полигоне Александр Лукашенко побывал на вспомогательном пункте управления региональной группировкой войск Союзного государства, где ему доложили о механизме и вариантах совместных действий вооруженных сил Беларуси и России в интересах стратегического сдерживания агрессии против Союзного государства.

Затем на Гожском полигоне разыгралась настоящая военная драма. Сценарий боя, который длился около часа, предполагал уничтожение незаконного вооруженного формирования численностью до 600 человек, которые пересекли государственную границу и начали продвигаться вглубь Союзного государства. Отутюжив террористов авиацией, командование Региональной группировки войск вводит в бой основную ударную силу сухопутных войск – артиллерию. Окончательную точку поставил войсковой спецназ.

После завершения учения на Гожском полигоне Александр Лукашенко и Владимир Путин вместе на одном самолете отбыли на российский полигон Хмелевка в Калининградской области, где прошла заключительная фаза глобальной тренировки. На российской территории войска обеих стран отражали агрессию условных террористов с моря. Военным пришлось десантироваться с самого большого в мире корабля на воздушной подушке «Мордовия». Он может передвигаться и по суше, а в трюм помещаются полторы сотни человек, три танка или с десяток бронетранспортеров.

Масштабные военные маневры, развернувшиеся на территории площадью более 11 тысяч гектаров, вызвали неподдельный интерес со стороны иностранных наблюдателей и военных атташе из Польши, Латвии, Литвы, Нидерландов и других стран. После того, как отгремели пушки, военные эксперты дали свою оценку увиденному. Самое главное – они воочию смогли убедиться, что тематика учений носит исключительно оборонительный характер. И хотя, например, в Литве не скрывали волнений по поводу того, что маневры проводятся вблизи литовской границы, военный атташе из этой страны Дарюс Кидикас ничего плохого в этом не увидел.

– Мы соседние страны и друг друга понимаем, – сказал он. – Очень приятно, что нам предоставили такую возможность лично понаблюдать за учением.

Его поддержал голландский коллега Бенедиктус Рийненберг:

– Когда проводятся такие крупномасштабные учения, это хорошо для взаимопонимания между странами и между военными.

Особенностью нынешних учений стало участие в них представителей Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Военнослужащие из Армении, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана вместе с белорусами и россиянами в рамках учения «Взаимодействие-2013» отрабатывали противодействие вооруженным экстремистам. В заключительный день на полигоне Осиповичский интернациональный контингент при поддержке авиации обезвредил бандформирование численностью до 250 бойцов, которые прорывались на газокомпрессорную станцию.

– Первый раз за свою службу видел учение, где представители шести государств в тесном взаимодействии столь слаженно выполняют задачи, поставленные военным руководством глав ОДКБ. Ваши военнослужащие доказали, что готовы противостоять любой военной силе, – поделился впечатлениями военный атташе из Венгрии Козар Тибор.

Министр обороны Беларуси Юрий Жадобин дал высокую оценку действиям участников совместного учения «Взаимодействие-2013»:

– Я хотел бы отметить высокий уровень подготовки всех категорий офицеров органов управления, офицеров подразделений, солдат и сержантов армейских подразделений всех стран, которые участвовали в учении. Безусловно, организуя это учение, мы ставили перед собой несколько целей, в том числе исследовательские. Этот опыт после его обобщения будет полезен не только Вооруженным силам нашей страны, но и армиям наших союзников. И, безусловно, внесет какие-то корректировки как в оперативную, так и в боевую подготовку наших подразделений, частей и соединений.

– На учении Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ показали высокий уровень взаимодействия, – отметил начальник Генерального штаба Вооруженных сил – первый заместитель министра обороны Российской Федерации Валерий Герасимов. – В следующем году подобное учение пройдет на территории Казахстана. Мы отработаем вопросы оперативного реагирования на те угрозы, которые могут возникнуть для любого государства – члена ОДКБ в связи с последними событиями в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В том числе будут отработаны вопросы формирования контингента КСОР и переброски этого контингента в район оперативного реагирования.

Подробные итоги учений военным еще предстоит подвести, но главный стратегический итог уже ясен: Беларусь и Россия еще раз подтвердили, что они не просто соседи и экономические союзники. Они еще и стратегические военно-политические союзники, готовые общими усилиями укреплять безопасность Союзного государства.

Евгений КОНОНОВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter