Шок от опроса — он тем тяжелее, что цифры отражают то, что есть на самом деле

Социологические шоки

Шок от социологических опросов раз за разом сотрясает эмиграцию. Не делать их они не могут, ведь тот же британский Chatham House хочет знать правду о том, куда идут западные деньги.

А тут снова выясняется, что у населения растет и «смотрение телевизора», и доверие к госканалам. И что санкции бьют по простым людям, что они несправедливы, а стоят за ними интересы других стран. И что белорусы, как выкручиваются авторы исследования, «не хотят у Эуропу потому, что английского не знают или знакомых не имеют» — а не строго наоборот.

Тогда в ход идет мелкое жульничество: опросы преимущественно городского населения и по интернету — то есть опросы своих же эмигрантов. И все равно «продемократический сегмент» как был 13–16 процентов, так и остается («Блудные дети», 02.04.24).

А что нам говорит ЦИК РБ? «За жену блогера — 10,1% + за остальных 4,0% = 14,1%». Те же люди, те же лица.

Путь в тупик

И привычный змагарам обман. «Мы хацелі б вярнуцца ў еўрапейскую сям'ю», — не устает нести чушь карлтавая лидарлка. Снова и снова подманивая белорусов туда, где поляки, литовцы (а в перспективе и беглые украинцы) нетерпеливо ждут, на кого бы облокотиться. Кто бы стал за них на грязные и непрестижные рабочие места, подняв их самих тем самым на ступенечку, хоть бы и в собственных глазах.

Вспомните: все враги народа, начиная от бнфовцев, через идиные плошчы к современным совсем уж невероятным, — все они убеждали, что для белорусов единственно правильный — «эурапейски пуць». Все они и каждый при этом получал деньги от англосаксов, общеевропейцев, скандинавов, на худой конце — от белсатовских поляков. То есть ото всех, кто кровно заинтересован. Заинтересован в дешевой рабочей силе. В рынке сбыта кузнечиков — или что они там своим готовят в виде заменителя еды. В плацдармах под НАТО и территориях под свалки.

В чисто биологическом ресурсе в здоровых белых, способных к воспроизводству людей, наконец, новые властелины мира заинтересованы экзистенциально. Европу они уже высосали досуха, им нужна Россия — но та не сдается. Украина — но там без войны не вышло. И Беларусь. Других ресурсов у нынешнего имперо-глобализма нет, следовательно, они не остановятся.

И продавшиеся наши, купленные коллаборанты, неустанно будут твердить про «эурапейски пуць», готовя своему народу и хомут, и стойло. «Как только дрогнете — все, завтра готовьте лапти (плетку нам уже подготовили)», — обратился Александр Лукашенко к учителям 27 августа 2024 года на Республиканском педсовете.

Немного цифр

Но давайте вернемся к цифрам.

В какой мере вы, белорусы, ощущаете себя людьми западной культуры по шкале от 0 до 10?

Ни в какой, в среднем на 3,2, мы люди другой культуры, — отвечают белорусы.

Белорусов в странах Европы никто не ждет, согласны?

Скорее согласны 31% + совершенно согласны 14% = 45%, — уверены белорусы. — Не согласных с таким утверждением (упертых) среди нас 24%. Но они очень громко кричат.

Наконец, процитируем авторов исследования: «34% опрошенных уверены, что Беларуси нужно сближаться с Россией, и только 13% выступают за сближение с Евросоюзом [все те же люди, те же лица]. Еще 35% затруднились ответить». И не забудьте, что это опрос, проведенный «для Запада среди своих».

Не диво, что эмигрантов вот уже неделю колбасит. И такие стрессы повторяются все чаще (предыдущий был весной после очередного «опроса»), ведь они цифрами доказывают: белорусский народ — народ умный. И хорошо понимает, где и с кем ему на самом деле хорошо.

С кем и где ему — жить.

Любимую не отдают  

Это все была социология «на заказ» — и даже она не может черное сделать белым, хотя и очень старается хотя бы назвать.

Но есть и нормальная социология: к примеру, динамика ценностных ориентаций белорусского общества в 1981–2021 годах, опубликованная в «Вестнике РУДН. Серия: Социология», № 2, 2023». Ученые своими способами цифруют «основные жизненные принципы человека, мировоззренческую и нравственную направленность его интересов, поступков, намерений, способы построения межличностных отношений» — и по международно-признанным методикам сравнивают условные «расстояния» от одних обществ до других.

Причем важно не само по себе «расстояние» (это условное число), а отношение различных «расстояний». Например: «Евклидово расстояние [ценностных ориентаций] от современной Беларуси к современной России составляет 0,49, к Украине — 0,48, к Сербии — 0,35, к Болгарии — 1,04. Для сравнения: евклидово расстояние от Беларуси до Швеции составляет 2,93, до Великобритании — 2,46, до Германии — 2,58».

От Беларуси до Европы «дальше», чем от России, в 5 и более раз — вот как выходит по ощущениям самого общества. Иными словами, как пишут настоящие исследователи, «между современным белорусом (русским, украинцем) и современным шведом (немцем, британцем) — ценностная бездна».

И нет смысла пускаться в отдельные споры, почему так и почему раньше было явно иначе, правильно это или нет, кто виноват и камо грядеши. Общество так чувствует. Любит одно, не любит другое. Сердцу не прикажешь. И только битые абъюзами плохие кухарки могут против этого переть.

Паразиты есть всегда

Полным непониманием своего народа — поэтому! — отличаются и высказывания как беглых икспертов, так и вынужденных на них опираться (своего ж ума не хватает) публичных деятелей.

Скажем, ПалПадлыч мечтает о «расколе элит», настаивает, чтобы западники ему в этом помогли, рисует им дорожные карты и схемы кладов на будущих отчужденных территориях. При этом не понимает даже суть собою сказанного.

Раскол элит — не для слизняков, слизень ни колоть, ни даже колоться не может. Слизень может только найти такого же, как ты сам когда-то, — Бабарыку. С которым на пару фестивали учреждали.

И потом: кто элиты колет, тот их потом и ужинает. Или ты снова на халяву на чужой банкет пробраться желаешь? И снова, небось, под ковриком?

Или вот Шрайбман, один из икспертов, на мнения которых они опираются. А он ведь на самом деле рассказывает им свои фрейдовские, навязчиво-энурезные сны: «Кочанова, Эйсмонт, Петкевич, Косинец могли бы избрать другую сторону, если б понимали, что им от этого станет безопасней».

Артем, пойми: это ты бежал вприпрыжку сначала через полесские болота, а потом через карпатские горы, «обеспокоенный своей безопасностью».

Иными словами, трус и слякоть Артем, может, конечно, полагать, что и все остальные ведут себя точно так же. Но — нет.

Не может гельминт судить о высшем, а шрайбманы, падлычи и им подобные — это именно гельминты в белорусском государственном организме.

Враги народа

«Ёсць пачуцце, што нас там не чакаюць, намi там не цiкавяцца, нас там не хочуць, — чуть не плачет в интернете Рыгор Астапеня, основоположник клана астапень в белорусской ученой среде, подводя главные итоги очередного социологического опроса. — Нават унутры групы, якая з`яўляецца найбольшым прыхiльнiкам пуцi ў Еўропу, ёсць таксама гэта пачуцце».

Смекалистые, чё… и на этот раз смекалка не подвела солдата!  

Сам Астапеня, под ним — Рудник и Родненков, дальше Егоровы и Кравцовы — они все, во-первых, осужденные уголовники. Во-вторых, давние агенты британских и прочих спецслужб, ибо нельзя брать у англосаксов деньги и не стать их агентами. Об этом хорошо знают и дед Зянон, и вышедший на црушную пенсию Наумчик.

И знаете, почему англосаксы и общеевропейцы все равно будут мириться с такими вот помощничками, с этими вот «хиви», с малополезными грантососами и пофамильно известными много лет гельминтообразными?

Просто потому, что других особей у них нет. А Беларусь качать надо, и делать они это привыкли чужими руками.

Значит, мы еще увидим немало подобных опросов, так что нечему особо там и удивляться.

mukovoz@sb.by, https://t.me/nakipelo_by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter