В Беларуси сложилась модель социально ориентированной регулируемой рыночной экономики

Состоявшаяся концепция

Сегодня стартует наша новая рубрика «Экономика справедливости». В рамках ее мы намерены глубоко погрузиться в сущность белорусской социально-экономической модели и ее конкурентных преимуществ. Ключевыми из которых, несомненно, являются ее социальная направленность, симбиоз экономического, промышленного, инновационного развития и справедливого распределения выгод от успехов и достижений.


Конкурентность страны определяется в значительной степени социально-экономической моделью. В этом разрезе у Беларуси имеются определенные преимущества. Формировать архитектуру экономики мы начали в 1990-е, в какой-то степени почти с чистого листа, так как экономические связи советской эпохи были в значительной степени разрушены. Поэтому в государственном строительстве мы могли руководствоваться новыми подходами и концепциями, которые бы интегрировали в своей сущности все позитивные элементы как социалистической, так и капиталистической системы. Одновременно стараясь избегать негативного опыта. Об особенностях и преимуществах белорусской социально-экономической модели в своем докладе на научно-практической конференции «Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты и перспективы», организованной Институтом экономики НАН, рассказал главный ученый секретарь Национальной академии наук Василий Гурский.


С конкурентными особенностями

— В Беларуси сложилась модель социально ориентированной, государственно-регулируемой рыночной экономики, которая в наибольшей степени отвечает национальным интересам. Белорусская социально-экономическая модель характеризуется следующими ключевыми особенностями: 

♦ ведущая роль государства в определении стратегических задач развития экономики и практических методов их решения;

♦ приоритет развития реального сектора экономики и крупнотоварного производства;

♦ социально ориентированная экономическая политика, предполагающая значительное вложение в здравоохранение, науку, образование, культуру, экологию. То есть в развитие доступных всем общественных благ;

♦ эволюционный и прагматичный подход к модернизации экономических отношений, включая сбалансированное сочетание форм государственной и частной собственности;

♦ стимулирование развития экономики малых и средних городов;

♦ участие государства в регулировании цен;

♦ развитие собственной науки, а также развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных производств;

♦ открытая экономика и активная дружественная внешняя политика;

♦ развитие внешнеэкономической интеграции с учетом приоритетов национальных интересов.

Роль государства сводится не только к устранению так называемых провалов рынка. Сегодня сильная государственная власть продолжает выступать как гарант недопущения олигархического передела, разграбления народных богатств и прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная государственная власть — это залог политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности. А также гарант национальной безопасности и суверенитета. Сильная государственная власть позволяет не только повышать уровень управляемости экономики и высокую исполнительскую дисциплину для достижения поставленных целей, но и концентрировать экономические ресурсы на стратегически важных для страны направлениях развития: атомная энергетика, продовольственная безопасность, здравоохранение, оборона и т. д. Необходимо подчеркнуть, что современное государство играет ведущую роль во всех без исключения экономически развитых странах. Парадоксально, но в государствах, активно продвигающих идеи либеральной рыночной экономики (США, Германия, Великобритания, Франция), роль государства в экономике особенно велика. При этом его участие в экономике может возрастать или уменьшаться в зависимости от изменения целого комплекса внешних и внутренних факторов. Обращает на себя внимание тот факт, что в экономически развитых странах доля государственных расходов в ВВП постоянно растет.


Проверено временем

— Благодаря дальновидной политике нашего Президента белорусская социально-экономическая модель доказала свою эффективность, несмотря на перманентное внешнеэкономическое давление, ограниченную ресурсную базу, повышенную международную напряженность.

Достигнуты значительные социально-экономические успехи. Приведем некоторые из них: 

♦ сохранены и модернизированы предприятия промышленности: тяжелой, легкой, химической, деревообрабатывающей и других отраслей;

♦ существенно вырос ВВП: если в 1995 году он составлял менее 14 миллиардов долларов, то в 2023-м — 72 миллиарда;

♦ ВВП на душу по ППС за 1995—2023 годы вырос более чем в пять раз;

♦ обеспечена продовольственная безопасность страны за счет сохранения и модернизации сельского хозяйства;

♦ активно развивается энергетическая инфраструктура;

♦ произошло существенное наращивание экспортного потенциала и развитие импортозамещения, повышение локализации производимой продукции. Сегодня белорусскую продукцию приобретают 174 страны. В 2000 году их было 125. Если в 1995 году экспорт составлял около 5 миллиардов долларов, то в 2023-м — более 40 миллиардов долларов;

♦ созданы высокотехнологичные производства в сфере машиностроения, атомной энергетики, фармацевтики, биотехнологий;

♦ в стране в полной мере реализуется концепция устойчивого развития и соблюдаются экологические императивы. В 2024 году Беларусь заняла 30-е место среди 166 государств в рейтинге достижения Целей устойчивого развития;

♦ достигнут и сохранен низкий уровень безработицы, при этом количество вновь создаваемых рабочих мест значительно превышает количество безработных;

♦ обеспечен рост реальных доходов населения: они более чем в десять раз превышают уровень 1990-х годов;

Беларусь добилась значительного снижения уровня бедности: согласно статистике, уровень бедности снизился с 41,9 процента в 2000-м до менее чем 5 процентов в последние годы.

Страна уделяет большое внимание образованию. Развита система общественного и высшего образования. Беларусь имеет развитую систему здравоохранения. Национальным приоритетом и ресурсом развития является наука. В республике созданы благоприятные условия для развития и науки, и инновационной сферы. Благодаря дальновидной политике Главы государства в Беларуси полноценно функционирует Национальная академия наук, сохранены традиционные научные школы и создаются новые. На их базе сформирована многоцелевая научная система, включающая академическую, вузовскую и отраслевую науку. Эти и многие другие результаты, достигнутые белорусским народом за годы независимости, позволяют с уверенностью утверждать об эффективности белорусской социально-экономической модели. 
ВВП НА ДУШУ ПО ППС ЗА 1995—2023 ГОДЫ ВЫРОС БОЛЕЕ ЧЕМ В 5 РАЗ

С устойчивым развитием

— Перспективы развития в белорусской экономике невозможно рассматривать без тенденций развития мировой экономической системы. Анализ и обобщение основных тенденций и исследование кризисных явлений в современной международной экономике позволяют выделить два глобальных тренда, обуславливающих кризис экономических отношений на современном этапе. Во-первых, обострение борьбы между глобальными игроками — США, КНР, Россией, ЕС и некоторыми другими странами, за технологическое доминирование, вызванное переходом к новому экономическому укладу, цифровой экономике. Во-вторых, обострение борьбы между транснациональными корпорациями и государственными структурами за контроль над ресурсами, вызванными растущей мощью ТНК и стремлением избавиться от контроля со стороны государства как социально ориентированного института. 

Сложность современного этапа обусловлена одновременным протеканием этих процессов, их наложением друг на друга, трансформацией и переплетением интересов. На внешнем контуре на глобальных рынках интересы крупных государств и корпораций по вытеснению конкурентов практически совпадают. И государства, применяя меры протекционизма и санкционного давления, используют их потенциал для экспансии. Однако на внутреннем рынке интересы корпораций вступают в противоречия с интересами государства, что приводит их к противостоянию, которое выражается в подрыве авторитета государства как института и нарастанию социальной напряженности. Обозначенные противоречия взаимообусловлены и усиливают существующую дифференциацию стран. Причем дифференциация по уровню экономического развития определяется целой совокупностью нарастающих диспропорций более низкого порядка. Таких как научно-технологический разрыв, сегрегация по уровню доступности технологий, финансовых, трудовых, природных ресурсов, дифференциация по уровню безработицы, преступности, грамотности, доступности услуг здравоохранения, образования, доступности электричества, чистой питьевой воды, а сегодня уже и доступа к интернету. 

Современному государству жизненно необходимо обеспечить технологический суверенитет по стратегически важным технологиям. А также контроль над используемыми технологиями и информационными ресурсами, коммуникационными платформами, техническими и программными средствами передачи, хранения и обработки данных. Для этого необходимо поддерживать и развивать отечественную науку, беречь свои научные кадры. Основная задача социально-ответственного государства в сложившихся условиях — сохранить свое влияние в вопросах определения приоритетов экономической и социальной политики в соответствии с национальными интересами.

В сложившихся условиях отчетливо проявились преимущества белорусской социально-экономической модели, сделавшей ставку на формирование сильной государственной власти, развитие реального сектора экономики, социальную направленность государственной политики и дружественные отношения с целым рядом влиятельных партнеров.

Благодаря этим особенностям Беларусь оказалась готова к усилению агрессивной политики по западному вектору, а экономика страны показала устойчивость к беспрецедентному санкционному давлению. 
ЕСЛИ В 1995 ГОДУ ЭКСПОРТ СОСТАВЛЯЛ ОКОЛО 5 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ, ТО В 2023-М — БОЛЕЕ 40 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ
volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter