Гость "СОЮЗа" - преподаватель Молодежной международной музыкальной академии СНГ профессор Светлана Нестеренко
Светлана Григорьевна - человек не только авторитетный в мире музыки, но и уникальный педагог. Вот танцору ставят шаг, а она ставит певцу голос. Два года назад Светлана Нестеренко стала работать в Большом театре России. А ее ученица, молодая оперная певица Екатерина Лехина, недавно получила награду "за лучшую оперную запись" на "Грэмми-2011", спев главную партию принцессы в финской опере Кайи Саариахо "Любовь издалека". Это первая такая награда у наших соотечественников в области академического пения.
- Никто не ожидал, что Катя получит эту награду, - рассказывает Светлана Григорьевна, - специально к "Грэмми" мы не готовились. Девушка к тому времени уже стала лауреатом первой премии конкурса молодых оперных певцов Ореralia Пласидо Доминго. Когда в прямом эфире шла трансляция из Лос-Анджелеса, Катя летела на сольные концерты в Индию. Я ей написала sms: "Ты - первая!" Было немного обидно, что такое значительное событие прошло у нас почти не замеченным. А ведь премией "Грэмми" награждены лишь несколько наших соотечественников - Ростропович, Ашкенази, Гергиев, Кисин, Щедрин, Башмет...
- Я знаю, что запись оперы была непростой.
- Оркестр под руководством выдающегося американского дирижера Кента Нагано, двое других солистов и хор были полностью записаны. И Кате надо было наложить свой голос на готовый оркестровый материал. Она должна была точно "уложиться" в музыку и сделала это блестяще. Будущим летом по опере "Любовь издалека" будет сниматься фильм, где Екатерине Лехиной предстоит исполнить главную роль.
— У вас есть другие знаменитые ученики?
— Да. Это солистка Большого театра, заслуженная артистка Азербайджана Динара Алиева. Недавно она дебютировала в Вене в одном из лучших оперных театров — Staatsoper. Мой любимый ученик, известный бас, который живет в Берлине, — Александр Виноградов. Он поет во многих крупных оперных театрах в Милане, Венеции, Лондоне, Берлине, Париже, Лос–Анджелесе.
— Как давно вы работаете в Большом?
— Два года в Большом существует молодежная программа, построенная по принципу молодежных программ «Ковент-Гарден», Амстердама, Цюриха, Хьюстона. Руководитель программы — мой коллега, прекрасный педагог и организатор Дмитрий Вдовин. Благодаря этой программе молодежь, которая окончила консерватории в России и странах СНГ, может совершенствоваться. Ведь сегодня певцу надо иметь не просто хорошие вокальные данные, а целиком соответствовать мировому уровню оперного исполнительства. Участники программы учат английский, итальянский, французский, немецкий. Затем на сцене Большого театра участвуют в партиях, сначала в маленьких, потом в больших. Солисты программы принимают участие в спектаклях Большого театра и в филармонических концертах. Они приобретают репертуар, и Большой театр им в этом помогает. Многие из участников программы уже спели значительные партии в постановках Большого театра: Кармен, Любашу в «Царской невесте» — Оксана Волкова, Шамаханскую царицу — Венера Гимадиева, Людмилу — Ульяна Алексюк, Лыкова в «Царской невесте» — Борис Рудак...
— Вы преподаете и в Международной музыкальной академии в Минске...
— Мой коллега Дмитрий Юрьевич Вдовин, побывав на первых двух академиях, рассказал, как там интересно, и предложил мне поехать. Прочитав концепцию работы Международной музыкальной академии, я пришла в восторг, поняла, что это очень нужно. И убедилась в этом в Минске. Например, одна девочка приехала в Минск из Кзыл–Ординской области, в ее семье много детей, нет мамы. У нее потрясающей красоты голос, но требуется определенная работа в связи с установками, принятыми в современном оперном искусстве.
— Где проходят занятия?
— Занятия проходили в Белорусской академии музыки. Ребята занимались с огромной отдачей. Рано приходили, поздно уходили. Подобная академия не имеет аналогов на всем пространстве СНГ. Сравнить ее можно только с ведущими мировыми музыкальными форумами для талантливой молодежи. Занятия в академии способствуют не только повышению уровня исполнительского мастерства молодых артистов, их карьерному росту, но и укреплению связей в области международного культурного сотрудничества.
— Кто принимает участие в академии?
— В этом году в академию приехали более 30 молодых музыкантов из десяти государств Содружества. Программа состоит из мастер–классов, уроков с профессорами, лекций, открытых уроков и концертов. Мне понравилась четкая организация работы академии, продуманность программы.
— Где проходили концерты студентов академии?
— В филармонии, консерватории. Один концерт прошел в Гомеле в исторической усадьбе. Сейчас ребята разъехались по домам, и, по крайней мере, они знают, чем теперь заниматься.
— В каком состоянии сегодня находится российская вокальная школа?
— По–моему, в неплохом. У нас много талантливых молодых людей с прекрасными голосами, которые любят академический вокал и хотят, и могут сделать международную карьеру. С тех пор как открылись границы, мы стали гораздо больше понимать, что происходит в музыкальном мире. Колоссальное значение имеет интернет. У студентов нет проблем, где послушать выдающихся певцов. Нынешние студенты прагматичны. Они знают, что если хотят чего–то добиться, то должны соответствовать тому эталону, который установлен во всем мире. Сейчас большое внимание уделяется не просто хорошему голосу, помимо него должны быть яркая внешность, харизма, актерское мастерство на соответствующем уровне.
— Светлана Григорьевна, вы заведуете кафедрой сольного пения в Академии хорового искусства имени В.С. Попова, которая славится большим количеством лауреатов и прекрасной школой воспитания голосов. Как проходит обучение?
— Курс включает три ступени: школа — училище — вуз. Учащиеся соприкасаются с музыкой разных эпох и стилей. В сферу деятельности академии входят учебная, просветительская, научно–методическая работа и широкая концертная практика. Выступления хоров проходят в крупнейших концертных залах России и за рубежом с дирижерами и оркестрами мирового класса.
— Бытует мнение, что хор портит голос?
— Ничего подобного. Виктор Сергеевич Попов создал необыкновенную схему воспитания вокалистов с самого детства. Сначала мальчики поют в хорах. В мутационный период они молчат, потом снова начинают петь, и вокальные педагоги помогают сформировать им голоса. А дальше у них продолжается учеба по программам вуза, где к ним присоединяются девушки. Все обучение в академии подчинено главной идее, сформулированной Виктором Сергеевичем Поповым, — воспитать музыканта с большой буквы.
Татьяна Хорошилова