В странах былого «санитарного кордона» вокруг СССР, похоже, расцветает новая забава среди интеллектуально (да и морально) необремененных граждан: снимать флаги.
Поляк Яцек Павлицкий «буквально подполз к столику, содрал табличку с именем Тансыккужиной и российским флагом, а затем с другой стороны унес российский флажок, стоявший рядом с шашисткой». Случилось это прямо во время одной из финальных партий недавнего чемпионата мира, а пан Яцек был секретарем матча, то есть обязан был делать все, чтобы шашисткам никто и ничто не мешало.
Мэр Риги Мартиньш Стакис тоже по должности обязан был организовать хотя бы «человеческие условия» участникам чемпионата мира по хоккею. Вместо этого он взял с собой министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича и, собрав видеокамеры «мировой общественности», пошел снимать Государственный флаг Беларуси. С флагштока, установленного в центре латвийской столицы (хоть на это средств хватило).
Так поступали во время войны латвийские эсэсовцы, которые ныне регулярно ходят по Риге невозбранно и безнаказанно, в полной амуниции. Но вот их духовный потомок Мартиньш «офигел в атаке» настолько, что не только снял флаг суверенного соседнего государства, но и поднял вместо него бчб. Даже гитлеровцы были поразборчивее некоторых курляндцев.
Про Ринкевича говорить много не приходится: в 21 год попал на обучение в Нидерланды. Обучили, вернули обратно — и в 24 годика он стал «госсекретарем Министерства обороны Латвийской Республики». Этакий латышский Аркадий Гайдар, комполка в 14 лет, только наоборот. После чего был взят на учебу в университет национальной обороны США, возвращен обученным — и вот уже десять лет он бессменный министр иностранных дел Латвии.
Смешная деталь: как только в 2014 году Эдгар был избран в латвийский сейм, он немедленно совершил каминг‑аут. И знаете, кто ласковее других это приветствовал? «Эдгар, друг мой, восхищаюсь твоим мужеством и искренностью», — немедленно написал бывший министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус.
Поэтому неудивительно, что в Риге был буквально повторен старый английский разговор. «А что это оне? — спросил иностранный турист, глядя на совместную возню Мартиньша и Эдгара у флагштоков. — Кто это?» «П…политики, сэр», — немногословно ответил повернувшийся спиной к непотребству рижанин.
Понятно, что вся эта кодла должна стать невъездной не только в Беларусь, но и в Союзное государство, как минимум. Трогать чужие государственные символы… нельзя их трогать руками, особенно зная, откуда они растут у спадароў такого типа.
Однако давайте все же поближе познакомимся с нынешним мэром Риги. Его брат Андрей из простого налогового инспектора за три года вырос до советника министра земледелия. А затем стал «парламентским секретарем министерства благосостояния». Зять мэра работал в подчиненном этому министерству предприятии, осваивая госдотации. А мать мэра была министром благосостояния Латвии. Так что политическая деятельность в семье Стакисов — это наследственное.
Дагния Стаке, кстати говоря, по должности ведала не только бюджетными средствами, но и пансионатами для престарелых. Когда в 2007 году «в результате халатности персонала случился пожар в пансионате «Реги» и погибло 26 человек», спадарыня Дагния отказалась «принять на себя политическую ответственность».
Так что страсть к наживе в семье Стакисов неискоренима. Мать мэра ушла в отставку лишь тогда, когда появились «заключения Госконтроля о деятельности поднадзорного министерству Центра технических вспомогательных средств (протезирования) в 2004 и 2007 годах». Догадываетесь какие? Правильно: «хищения в крупных размерах, фиктивные выплаты, якобы выдача протезов уже умершим людям».
Ничего святого. Это семейное.
За отвратительно‑циничное снятие нашего флага в центре Риги латвийской стороне предложено объясниться и извиниться. Но сам поступок заставляет задуматься и вот о чем.
Если это просто наглая выходка двух п‑политиков, то как же в современном мире хрупки даже отношения между государствами. Долго, терпеливо и взаимовыгодно выстраиваемые с обеих сторон. Может, именно их‑то и нужно беречь, а не бежать впереди вашингтонского или брюссельского паровоза, буквально задрав штаны?
Уж простите, накипело.