Глава МАРТ Алексей Богданов отметил, что деловую программу постарались сформировать так, чтобы каждый нашел для себя практическую пользу. Потому на обсуждение вынесли три ключевые темы. Одна из них касается нюансов онлайн-торговли. Данная сфера в последние годы активно развивается, и этот тренд в перспективе сохранится. Так, сейчас доля интернет-ретейла в розничном товарообороте составляет 6 процентов. За первые полгода 2023-го число виртуальных магазинов увеличилось более чем на 500 объектов и достигло отметки 29 тысяч. Судя по предпочтениям потребителей, особенно молодой аудитории, и планам крупных маркетплейсов, в ближайшее время мы увидим ощутимый рост доли сегмента в общем товарообороте.
— Это нормально.
Мы, как регулятор, заинтересованы в развитии всех видов торговли. Главное для нас в этом вопросе — соблюдение правил честной конкуренции.У нас на выходе закон о торговле, где мы расширяем возможности онлайн-участников рынка. Документ находится в высокой степени готовности. Туда будут внесены основополагающие принципы для онлайн-торговли, в том числе маркетплейсов. После принятия МАРТ разработает нормативную базу, где опишет условия работы для новых организаций, которые активно появляются в последнее время, — обратил внимание Алексей Богданов.
Вторая тема для обсуждения и поиска решений — увеличение доли белорусских товаров на полках, особенно непродовольственных. Подумать есть над чем. С одной стороны, на фоне внешнего давления растет доля произведенного в стране. Так, по итогам первого полугодия текущего года прирост доли продаж отечественной продукции на внутреннем рынке составил 0,5 процента к аналогичному периоду 2022-го. А в целом сегодня 60,8 процента товаров на внутреннем рынке — белорусские.
— Но этого недостаточно: в Доктрине национальной продовольственной безопасности до 2030 года у нас стоит цифра 80—85 процентов. Основной объем сегодня делают продовольственные товары — 78 процентов, — озвучил данные министр. — Поэтому на форум пригласили ряд производителей непродовольственных товаров, чтобы услышать их видение.
Исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Беларуси Наталия Шаблинская акцентировала, что ретейлеры любят работать с нашим товаром:
— Потому что он хорош во всех отношениях. Порой его может быть недостаточно, но мы работаем с поставщиками и находим взаимопонимание. Определенные вопросы будут возникать, потому что запросы покупателей растут, это нормально. Но сейчас товарного голода мы не испытываем. Вместе с тем видим, что растет интерес из непродовольственной группы к отечественным моющим средствам, трикотажу, обуви. При этом мы должны для удержания покупателя, развития его интереса к рознице все время иметь новинки, причем качественные и разрекламированные.
Еще одна актуальная тема касается кадров: как выстроить взаимодействие с современной молодежью в разных сферах торговли, чем привлечь ее в профессию? На фоне определенного кадрового голода ретейлеры автоматизируют многие процессы. Один из наглядных примеров — установка касс самообслуживания. Однако это снимает лишь часть вопросов, не всегда заметных для покупателей, но влияющих на скорость и качество их обслуживания.
druk@sb.by