Композитору Александру Зацепину был вручен специальный диплом Постоянного Комитета Союзного государства.
Знаменитый композитор и в свои 98 лет энергичен, жизнерадостен и пишет прекрасную музыку. Александр Зацепин сочинил более 300 песен, которые ушли в народ. Среди них — «Где-то на белом свете», «Если б я был султан», «Песенка о зайцах», «Остров невезения», «Есть только миг между прошлым и будущим», «Куда уходит детство»...
В Витебске Зацепин представил премьеру своего мюзикла «Сказка о царе Салтане». На спектакль были приглашены ребята из детских домов, интернатов, многодетных семей. Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев отметил, что включение мюзикла в афишу «Славянского базара» дает старт проекту «Союзное государство — детям»:
— Почему мы готовим программы только для взрослых, почему у нас нет союзной программы для детей в рамках «Славянского базара»?
Госсекретарь считает символичным то, что новое прочтение «Сказки...» состоялось в год 225‑летия Александра Сергеевича Пушкина.
Если мюзикл понравится юным зрителям, то в следующем году Госсекретарь пообещал организовать для них новый проект, возможно, не один, чтобы у маленьких белорусов и их юных гостей была на фестивале своя красочная страничка. Перед премьерой мюзикла Александру Зацепину вручили награду Министерства культуры — нагрудный знак «За вклад в развитие культуры Беларуси». Министр культуры Анатолий Маркевич сказал, что композитор — «поцелованный Богом человек, а его музыка — шедевр».
Александр Зацепин заверил, что в его планах много новых проектов:
— Я хорошо знаком с белорусским народным творчеством. Когда мне было три-четыре года, мама пела белорусские песни. Это, наверное, отразилось на моем творчестве. Буду продолжать работать дальше, и кто знает, возможно, что-то из народного творчества Беларуси в моих произведениях еще проявится.
— Александр Сергеевич, почему решили взяться за сказку?
— С Пушкиным работать приятно. Но для мюзикла нужно было сочинить музыку, близкую сегодняшним зрителям. Постепенно все получилось. Мне кажется, что Александр Сергеевич был бы согласен с тем, что я написал.
— Вы ведь не первый раз приезжаете на «Славянский базар»?
— Я в Беларуси много раз бывал, в Минске и Витебске. Мне нравится страна. Отношение людей очень хорошее: друг друга уважают, ценят. Для меня Беларусь — близкая страна. Девиз фестиваля «Через искусство — к миру и созиданию» близок. Искусство способствует укреплению мира, но оно укрепляет его по капле.
— В последнее время вы стали писать мюзиклы для детей. Для чего?
— Для приобщения подрастающего поколения к классике. Для воспитания музыкального вкуса.
— Как вы встретились с Леонидом Гайдаем?
— Гайдай сотрудничал с Никитой Богословским, но поссорился. Для работы над комедией «Операция Ы и другие приключения Шурика» Гайдаю меня посоветовала его жена Нина Гребешкова.
— А как вам работалось с поэтом Леонидом Дербеневым, в тандеме с которым вы написали самые популярные песни?
— Я его спрашивал: «Как ты это написал?» А он меня спрашивал: «А как ты?» Сначала, как правило, рождалась мелодия, на которую затем сочинялись стихи.
— У вас есть рецепт хита?
— Мелодия плюс исполнение.
— Вам не так далеко до столетия. Что такое жизнь?
— Случай. Случайно встретились мои папа врач с мамой учительницей, случайно в армии командиром взвода оказался будущий артист Евгений Матвеев, он пригласил меня участвовать в самодеятельности. Если бы я не пошел в армию, то, наверное, не стал бы композитором.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru