Секреты мастерства
Мастерская Галины Велицкой в частном доме заняла всю кухню. По стенам развешены эскизы, в коробках — материалы, а посреди комнаты — красивая скульптура белой лошади с кудрявой гривой и небесно‑голубыми глазами.— Эту лошадку заказала мама девочки, — рассказывает Галина. — Я всегда расспрашиваю у заказчика не только про масть лошади, но и про характер ее будущего хозяина. Попросили, чтобы взгляд у лошадки был нежным, внимательным. Внешний вид ее схож с тинкером — породой лошади, по телосложению напоминающей некрупного тяжеловоза. Осталось сшить упряжь, поставить колесики — и девочка сможет прогуливать свою игрушку по дому. Сидеть верхом на ней может даже взрослый, материал сверхпрочный.
Дерево не дерево, камень не камень. Из чего сделаны эти лошадки? Галина Велицкая признается, что долго изучала разные технологии, но в итоге методом проб и ошибок пришла к авторской:
— Из смеси рыбной и костной муки варю клей, смешиваю его с древесной пылью из березы, которая по консистенции похожа на муку. Но перед этим делается «скелет» — каркас из дерева и металлических стержней по индивидуальному эскизу. Сварить металлическую конструкцию помогает супруг, он у меня тоже ремесленник. И затем начинается самое сложное: «наращиваю мышцы», используя приготовленную древесную пульпу, как бы нанося слой за слоем, прихлопывая массу для прочности. И в этом секрет мастерства. Для сравнения, работая с керамикой, можно вылепить фигуру целиком, визуально оценить пропорции и срезать лишнее. А я, держа в уме конечные формы, слоями наношу клейкую массу, периодически подсушиваю — в такой технике более проблематично корректировать огрехи. Затем лошадку раскрашиваю, гриву делаю из искусственных волос.
Акцент — глаза. Мастерица с помощью тончайшей кисточки расписывает зрачки масляными красками и покрывает лаком, а реснички изготавливает из меха норки. Галина признается, самое магическое и притягательное в ее ремесле — «оживлять» скульптуру:
— Каждый заказчик просит особенный взгляд у лошади: нежный, любопытный, высокомерный и даже как у Сильвестра Сталлоне. А секрет реалистичности лошади именно во взгляде. Во время работы я с ней разговариваю, будто жизнь вдыхаю, поэтому, наверное, они и получаются как настоящие.
Творческий интерес
Кто же заказывает себе скульптуры лошадок? Конечно, те, кто всей душой их любит: владельцы конюшен, спортсмены, есть и знаменитости.— К примеру, скульптуру своей любимой лошади попросила хозяйка конного театра Лариса Луста, — мастерица листает фотографии, которые ей присылают конники. — А вот артистка Елена Чистякова — она выступает на конных фестивалях в России — попросила сделать коня андалузской породы. Известный фотограф из Москвы Надежда Шибина, которая называет себя «сказочный фотограф», заказывала лошадь для фотосессий.
Самый большой творческий интерес у мастера вызывает точное воплощение пожеланий заказчиков. Поэтому Галина часто во время работы связывается с ними, чтобы расспросить про характер и повадки питомцев:
— Я решаю сложную задачку и очень радуюсь, когда, увидев результат, человек говорит: «Точно, это же моя лошадка!» А расставаться со своими творениями мне легко: я вкладываю свою душу в них, чтобы дарить людям счастье.
Первую лошадку‑качалку Галина Велицкая смастерила пять лет назад. Дочка выставила ее на своей страничке в соцсетях, и оказалось, что много взрослых людей, как в старом мультике, с ностальгией сказали: «Хочу кататься на Марусе!»
Творческим человеком Галина была по жизни: до выхода на пенсию работала в детском саду, художественной школе. Ее отец был известным в Могилеве краснодеревщиком, она и сама запросто управляется с лобзиком и болгаркой. Но все же главной причиной выбора объекта своего творчества считает любовь к лошадям с самого детства:
— В школе я вечно убегала смотреть, как пасутся кони, рисовала их. Лошади — это целая философия. Для меня эти животные хоть домашние, но они сами по себе.
— Есть такая задумка: среди учащихся художественного колледжа подыскать себе учеников, я готова передать им все секреты ремесла. А если говорить о творческой мечте, то хочу сделать такую лошадь, чтоб была точь‑в‑точь как живая и со взглядом Джоконды.