Поклонники артиста Романа Карцева отмечают 85-летие со дня его рождения

Смех как призвание

Роман Карцев проявил себя как многосторонний и яркий артист. Сначала зрители полюбили эстрадные миниатюры, исполняемые им в дуэте с Виктором Ильченко, автором которых был сатирик Михаил Жванецкий. Позже мы открыли Карцева как глубокого драматического и комедийного актера в картинах «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко, «Биндюжник и король» Владимира Аленикова, «Небеса обетованные», «Предсказание», «Старые клячи» Эльдара Рязанова и других. 20 мая поклонники творчества Романа Андреевича отметят 85 лет со дня его рождения.

По прозвищу «Артист»

Родился будущий артист в 1939 году в Одессе в еврейской семье. От отца, Аншеля Каца, который был футболистом и тренером, ему передалась любовь к этому виду спорта. Яркий актерский талант проявился в нем уже в детстве. В школе Роман активно участвовал в самодеятельности, и с ранних лет за ним закрепилось прозвище «Артист».

В 1956 году он окончил школу и устроился на швейную фабрику «Молодая гвардия» учеником наладчика швейных машин. Затем работал заготовщиком на модельно-обувной фабрике, наладчиком швейных машин на фабрике «Авангард». Но сцена влекла его все сильнее: Роман участвовал в трех самодеятельных коллективах, выступал на фабричных вечерах. В 1960-м поступил в студенческий театр «Парнас-2», где познакомился с будущим партнером Виктором Ильченко и сатириком Михаилом Жванецким. Судьбоносным для него стало и знакомство с Аркадием Райкиным, руководившим тогда Ленинградским театром миниатюр. В 1962 году Райкин заметил Карцева в спектакле «Я иду по улице» и пригласил в свой коллектив.

Первую роль он получил в спектакле «Избранные миниатюры». Потом в постановке «Волшебники живут рядом» актер играл вместе с Виктором Ильченко, которого пригласил из Одессы для участия в спектакле. С тех пор они были неразлучны на сцене 30 лет.

Исполнив миниатюру Михаила Жванецкого «Авас» (ее зрители всегда принимали с восторгом), Карцев и Ильченко взялись и за другие его сочинения. В какой-то момент они почувствовали, что руководитель театра слишком ревностно относится к их успеху. «Мы поняли, что нам надо выходить на собственную дорогу, но продолжая традиции Аркадия Исааковича. За семь лет работы с ним мы их впитали», — вспоминал Роман Андреевич в одном из интервью.

В 1970-м Карцев, Ильченко и Жванецкий организовали Одесский театр миниатюр. В том же году все трое стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. На площадке театра был выпущен спектакль-концерт «Как пройти на Дерибасовскую?..», в который вошли номера «Авас», «Экзамен», «Дедушка», «Города», «Полотенце», написанные Жванецким. Позже артисты исполняли его миниатюры «Теория относительности», «Обед», «Писатель-фантаст», «Настроение», «Свадьба на 170 человек», «Портрет».

Шут как призвание

Мастерство и темперамент диктовали дуэту расширять границы жанра эстрадной миниатюры. Постепенно они подошли к созданию настоящих эстрадных спектаклей. Режиссер Евгений Ланской поставил для Карцева и Ильченко музыкальный спектакль «Встретились — разбежались». Также для Карцева Ланской поставил моноспектакль «Шут гороховый» по произведениям Антона Чехова, Михаила Зощенко, Шолом-Алейхема и Михаила Жванецкого.

В 1972 году Роман Андре­евич заочно окончил актерский факультет ГИТИСа. В 1979-м Карцев и Ильченко переехали в Москву, где начали работать в Московском театре миниатюр (ныне Московский театр «Эрмитаж»).

Карцев играл в спектаклях Михаила Левитина «Когда мы отдыхали» по Михаилу Жванецкому, «Хармс! Чармс! Шардам! Или Школа клоунов» по Даниилу Хармсу, «Чехонте в «Эрмитаже». С 1987 года работал в Московском театре миниатюр, созданном уже Михаилом Жванецким. Вместе с Ильченко играл в спектаклях «Птичий полет», «Полночное кабаре» и других.

После смерти Виктора Ильченко в 1992-м Карцев выступал один. Памяти друга Роман Андреевич посвятил моноспектакль «Моя Одесса», который поставил Марк Розовский в театре «Эрмитаж».

К своему 60-летнему юбилею Карцев выпустил моноспектакль «Престарелый сорванец» по произведениям Михаила Жванецкого разных лет, а на сцене театра «Школа современной пьесы» играл в спектакле Семена Альтова «Зал ожидания».

Своей лучшей работой актер считал роль портного Боярского в музыкальном фильме Владимира Аленикова «Биндюжник и король», снятом по мотивам произведений Исаака Бабеля.

Звездная роль Швондера

Кино просто не могло пройти мимо такого колоритного артиста, как Карцев. Впервые на экране он появился вместе с Виктором Ильченко в детском телефильме «Волшебный голос Джельсомино». В 1988 году Карцев сыграл Швондера в телефильме Владимира Бортко «Собачье сердце». Эта роль принесла ему огромный успех. Актер представил Швондера в минималистских красках, это не была карикатура. «Такой образ я играл почти в каждом спектакле Жванецкого, поэтому мне было очень легко играть Швондера, я видел этих людей и вчера, и сегодня. Это очень знакомый для советского человека образ. Он вечный — так же, как и Шариков. Два нарицательных образа, как Чичиков у Гоголя или Остап Бендер у Ильфа и Петрова, которые вошли в нашу жизнь. Очень талантливо написанные вещи, — рассказывал Роман Андреевич. — Я вообще люблю Михаила Булгакова. А «Собачье сердце» — очень интересный фильм с хорошими актерами. Даже собака там отлично сыграла! Было абсолютное попадание по режиссуре, музыке, а это бывает весьма редко».

Также Роман Карцев снялся в картинах классика комедийного жанра Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», «Предсказание» и «Старые клячи». Позже он сыграл роль Максимилиана Поплавского в сериале «Мастер и Маргарита», Михаила Перельмутера в фантастической комедии «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», одесского таксиста в мелодраме Станислава Говорухина «В стиле jazz».

Свой жанр

Свои творческие поиски Карцев во второй половине жизни формулировал так: «Я сатирой давно не занимаюсь. Да и раньше не занимался. Мы не играли в сатиру, мы всегда играли в театр — сначала у Аркадия Райкина, потом в Одесском театре миниатюр, потом в театре «Эрмитаж» в Москве, в Московском театре миниатюр. Нам было интереснее играть спектакли, делать некое обобщение. Я думаю, мы втроем — с Витей Ильченко и Мишей Жванецким — нашли свой жанр».

Роман Карцев написал несколько книг: «Малой, Сухой и Писатель» и «Приснился мне Чаплин…». Артист был женат на Виктории Кассинской. В браке появились двое детей: дочь Елена и сын Павел, ставший актером.

Последние месяцы Роман Андреевич тяжело болел, но не сдавался. Перенеся инсульт, заново учился ходить. Актер ушел 2 октября 2018 года, прощание с ним состоялось в Центральном доме литераторов. Похоронен он на Аллее актеров Троекуровского кладбища. Увы, после ухода Карцева и Ильченко интеллигентная миниатюра совсем пропала с эстрады. Остается пересматривать архивы и получать заряд оптимизма оттуда.

Когда юмор не в радость

Актер скептически относился к современным юмористическим программам: «Вы знаете, я как-то особо не смотрю их, чтобы не расстраиваться. А молодежь любит — и пусть смотрит! Сейчас наступило такое время — время примитивизма. В искусстве есть такой жанр, были художники-примитивисты. Тогда они тоже многим нравились. И сейчас все очень просто: не нужно думать или вдаваться в подробности, поржал — и пошел как лошадь».

pepel@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter