Ярмарка. Нач. ХХ века.
Вообще, Слуцк выглядит очень привлекательно. Вот костел — четкие линии, выдержанный стиль. Далее пасторальный вид на православный собор с прудиком, с ветлой над водой и куполами вдали. Или возьмите вход в монастырь — светлый, обнадеживающий. Улица Шоссейная немного пестрая. Но на ней есть все: дорожное мощение, фонари, ажурный балкончик и застекленная нарядная веранда… Широкая — строже. Но какие же огромные деревья! Может, даже грушевые. Говорят, слуцкие бэры жили и плодоносили до 100 лет и даже больше, вырасти могли до 20 метров с обхватом ствола до двух метров. Их ароматные, сочные, сладкие плоды везли на продажу в большие города.
Вход в монастырь. Нач. ХХ века.
Сады, которые «большей частью занимают не более 2 — 3 десятин», разбивались в усадьбах помещиков, но служили также «непременной принадлежностью и украшением усадьбы всякого более или менее зажиточного крестьянина», писали в то время. Правда, критично добавляли: «местные садоводы стараются развести возможно больше разнообразных сортов фруктовых деревьев, не сообразуясь с климатическими и почвенными условиями, вследствие чего на плодовые деревья, которые могут быть с большей пользой культивированы, они не обращают должного внимания; так, например, в Слуцке и Слуцком уезде очень хорошо произрастают грушевые деревья и дозревают груши, называемые бэрами; при более заботливом отношении к делу можно было бы достигнуть улучшения этого сорта груш и поднять тем промышленное значение садоводства».
Первые автобусы в Слуцке. Нач. ХХ века.
Что же еще рассказывают нам о Слуцке географические и исторические антологии рубежа XIX — XX веков? Вот некоторая информация с их страниц.
Город делился на три части: Старый город, Новый город, называемый также Тройчанами, и предместье Остров. Еще одна часть города, заселенная на тот период исключительно евреями, называлась Школище. Жителей в Слуцке насчитывалось свыше 14.000.
Далее можно узнать, что на начало ХХ века:
«В Слуцке имеется: 8 православных церквей, мужской монастырь, католический бывший бернардинский костел, две католические каплицы, две кальвинских церкви (одна устроена еще Янушем Радзивиллом в готическом стиле с изящной башней, другая, малая, существует с 1852 года), две синагоги и несколько еврейских молитвенных домов. Из упомянутых церквей соборная Успенско-Николаевская построена в 1819 году прихожанами. А до того на этом месте князьями Олельковичами была построена в 1409 году замковая Успенская церковь. Вознесенская церковь построена в 1782 году, а Михайловская — неизвестно когда, но в Несвижском архиве было указание, что церковь существовала здесь еще в XIV веке. Мужской монастырь носит наименование Троицкого и находится при реке Случи в предместье Тройчаны; время возникновения монастыря неизвестно. Кроме того, в Слуцке прежде было еще два монастыря — Ильинский мужской, а потом женский, и Братский Преображенский мужской».
Вид на православный собор. Нач. ХХ века.
Из учебных заведений в Слуцке называются «мужская гимназия (ее здание можно видеть на Широкой улице. — Авт.), духовное училище, приходское училище с женской сменой, талмуд-тора и несколько хедеров, четырехклассное женское училище, несколько частных училищ». Мы видим на фото начала ХХ века и женскую гимназию. Дорога перед ней немного разбита, не без того. Что поделать — такой сезон, распутица. Но юные барышни аккуратные, с книжками в руках, с муфточками… Также действовали публичная библиотека, городская больница на 15 человек и тюремная на 10 человек, больница при духовном училище, две аптеки. Что касается производства, речь шла о двух мукомольных мельницах, медоваренном и пивоваренном заводах. На тот момент в Минской губернии только в Слуцком уезде культивировали хмель. Винокуренное производство развивалось помещиками Войниловичами.
Широкая улица и мужская гимназия. Нач. ХХ века.
В городе функционировали «волостное правление, съезд мировых судей и слуцкий попечительный о бедных комитет императорского человеколюбивого общества». А вот в торговом отношении «город не имеет большого значения: он мало оживлен ввиду отдаленности станций железных дорог». Хотя через Слуцк проходило Московско-Варшавское шоссе, находившееся в ведении министерства путей сообщения. Торги проводились два раза в неделю — в среду и пятницу. В году бывало 4 ярмарки: 9 мая, в день Святой Троицы, в девятую неделю по Пасхе и на Петра и Павла. Оборот ярмарок определяли тоже как незначительный, хотя фотография из нашей сегодняшней подборки запечатлела битком забитую ярмарочную площадь — тот случай, когда смешались в кучу кони, люди. Вообще, торговля лошадьми шла в основном на ярмарках. Слуцк имел репутацию не самого «лошадиного» региона: статистика говорила, что в конце XIX века здесь на сто жителей приходилось 16 лошадей, в то время как на Могилевщине — 24. А вот по числу рогатого скота Слуцк и уезд значились среди лидеров: 46 голов на 100 человек населения.
Костел. Нач. ХХ века.
В целом жители-мещане занимались земледелием — огородничеством и садоводством — и были достаточно зажиточными. «Доходы города достигают свыше 20.500 рублей. В Слуцком уезде огородничество развито больше в городах и местечках; по деревням же сеются главным образом семена продуктов, необходимых в крестьянском быту. Семена обыкновенных овощей или домашнего производства, или покупаются на ярмарках и у пинских семеноторговцев-разносчиков, или выписываются из Риги, Варшавы, Москвы, Вильны... Надо сказать, и сады чисто промышленные представляют редкость».
Женская гимназия. Нач. ХХ века.
Кроме того, в Слуцком уезде «полотно ткут почти в каждой семье, также встречается выделка сукна». Здесь разводили тонкорунных овец. Был развит гончарный промысел (до 30 человек с заработком на 2.000 рублей). А еще встречалось достаточно редкое для Минской губернии занятие — выделывание кожи, причем преимущественно этим промыслом занимались татары. Крестьяне изготавливали деревянную посуду.
Шоссейная улица. Нач. ХХ века.
Жизнь шла своим чередом и только вперед. В этой связи нельзя не обратить внимания на совершенно очаровательную фотографию с первыми автобусами в Слуцке. Ее можно долго рассматривать и читать как увлекательную книгу. Большое скопление народа — тут вам и шляпы, и кепки, и картузы, и форменные фуражки, и котелки… Дама в шляпе с цветком и простушка в платке. С непокрытой головой только маленький ребенок. Кстати, босых не видно. За рулем одной из машин водитель с лихо закрученными кверху усами. Все фотографируются. Людей столько забралось на автобусы, что удивительно, как те не развалились. Все-таки крепкие вещи делали в старину…
likchodedov@mail.ru
ulitenok@sb.by
Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.