Научные открытия исключительно для убеленных сединами академиков? Это давно не так. Даже в сельских школах опыт некоторых учителей и оборудование позволяют проводить исследования, приносящие реальную пользу. Вот, к примеру, при каком способе хранения в моркови сохраняется больше полезного бета-каротина? Можно ли из кучи золы соорудить аккумулятор? Какой способ обработки ускоряет прорастание семян перца? И наконец, реально ли в школьной мастерской повторить наряд Барбары Радзивилл с учетом всех конструктивных нюансов? Такими вопросами задались школьники, ставшие победителями конкурса работ исследовательского характера учащихся учреждений образования Минской области. Корреспондент «СГ» изучила их открытия с помощью педагогов.
НАЧНЕМ, пожалуй, с заготовки овощей. Кто-то по старинке загружает припасы в подвал, другие покупают морозильные камеры или новомодные сушилки для приготовления овощных «чипсов». Есть и те, которые не запасают корнеплоды, в частности морковь, на зиму. Все это выяснила десятиклассница Семковской средней школы Минского района Полина Ацута. Перед тем как сделать эксперимент, она провела анкетирование односельчан и узнала, что в топе среди способов хранения у них — замораживание. Вторым этапом работы стало исследование в собственном доме и школьной лаборатории под руководством учителя химии Елены Сакульской. Полина — отличница, много читает и не раз слышала совет: «Ешь морковь — в ней много бета-каротина, полезна для зрения». Под руководством педагога удалось самостоятельно получить из корнеплода тот самый витамин и даже научиться определять его содержание. Дальше — дело техники и терпение. Часть овощей отправили в подвальное помещение, другую — заморозили. Для сравнения в эксперименте участвовали и отварная морковь, и сушеная. Уровень бета-каротина сопоставляли в начале опыта, через три месяца и полгода.
Все это время Полина искала информацию по теме, в том числе переводила статьи на иностранных языках, сравнивала с собственными выводами. Прежде всего выяснилось, что по всем параметрам лучше всего сохраняется бета-каротин в моркови с грядки. На втором месте замороженная. А вот сушеная морковь по содержанию полезного витамина проиграла даже вареной: слишком агрессивно такой способ обработки воздействует на клетки.
После сбора урожая рачительные хозяева планируют посадки на следующий год. Вечные споры огородников: в чем лучше замачивать семена и как повысить их всхожесть? В Дещенском детском саду — средней школе Узденского района тему исследуют давно. На этот раз учитель биологии Наталья Надтока и одиннадцатиклассница Ксения Зуева взялись проверить перцы. По прежним опытам педагог знала, что обработка разных видов овощей и пшеницы лимонной кислотой почти не уступает янтарной. Перцы же всходят с трудом, ростки иногда проклевываются только на 15-й день. Для ускорения процесса опытные образцы попробовали замочить в 0,2-процентном растворе лимонной кислоты, другие — поместили на 22 часа в раствор с эпином (добавка для ускорения роста растений) плюс выдержали два часа в воде. Семена были двух видов одного сорта: покупные и самосборные. Контрольные партии также отправились на сутки в воду и на пять дней в холодильник — так называемый метод стратификации. После этого их достали и разложили в чашки Петри (60 семян в каждом опыте). Ежедневно юная исследовательница вела подсчет, сколько из них пустили корешок, пошли в лист, и заносила данные в таблицы. По формулам подсчитали результаты.
Между прочим, такой интерес у Ксении, вероятно, семейный: ее отец трудится агрономом в местном хозяйстве. К чему же пришли в результате опытов? Получилось, что семена, собранные самостоятельно, проросли лучше, чем из магазина, под воздействием всех видов обработки. В некоторых случаях зелень проклюнулась уже на 4—5-й день. Стратификация лучше всего повлияла на магазинные посевы, лимонная кислота — на полученные самостоятельно. Всходы были выше и более ранними у обработанных холодом, а всхожесть образцов с лимонной кислотой превышала контроль на 18 процентов, «эпиновые» же отстали. Понятно, по итогам маленького исследования нельзя делать масштабных обобщающих выводов, но и они могут пригодиться на практике. Время года не позволило довести эксперимент до конца и посмотреть, какие перцы выросли бы позже из растений, задействованных в исследовании. Но в будущем это вполне возможно.
Восьмиклассник Грицкевичского УПК детский сад — средняя школа Несвижского района Евгений Тимошенко живет рядом с местной котельной. Зимой на глаза школьнику все время попадалась куча торфяной золы (частично ее добавляют в бетонную смесь, используют и как удобрение, но в небольших количествах: она ощелачивает почву). Женя задался вопросом: могут ли отходы приносить прибыль? Решил посоветоваться с учителем химии и биологии Андреем Радоманом. Андрей Станиславович подсказал: можно попробовать превратить золу в электролит и на его основе создать аккумулятор. В научную работу включился одноклассник Евгения Павел Драченко. Своими руками соорудили аккумулятор, который давал напряжение 4,5 В. Этого хватало на 1,5 зарядки мобильного телефона или на двое суток горения светодиодной лампочки — ребята проверяли. А экономический эффект? По расчетам юных ученых, из одной тонны золы можно получить электролит для производства энергии стоимостью 1227 рублей. Правда, это без учета расходов на производство, но все равно проект обещает быть рентабельным. Восьмиклассник считает: установка окупится за 5,5 года и может сэкономить 0,8 тонны условного топлива, а также снизит выбросы углекислого газа. В перспективе в Грицкевичах собираются продолжить исследование, подключив к системе солнечные батареи.
Сельских детей интересует не только огород. Восьмиклассницы Гатовской средней школы Минского района Арина Герасимович и Полина Деревяго замахнулись на реконструкцию женского костюма периода ВКЛ (XVI—XVII веков). Помогала им в этом учитель трудового обучения Татьяна Дубровская.
Найти материал о современной моде нетрудно, а вот как наряжались модницы, жившие на территории современной Беларуси в XVI—XVII веках, для школьниц оставалось загадкой. Решили узнать об этом как можно больше и затем выполнить реконструкцию женского костюма. Девочки провели целое научное исследование истории моды. Помимо книг, они подолгу рассматривали портреты из коллекции князей Радзивиллов в Несвиже: моделями на них служили Елизавета Стюарт, Кристина Евхимия Радзивилл, Катажина и Мария Радзивилл, Мария Казимира Собеская…
Их костюмы очень схожи с теми, которые носило западноевропейское дворянство того времени, однако влияние оказывала и византийско-русская мода. Реконструировать школьницы решили два женских платья XVI и XVII веков в стиле раннего и позднего барокко. На восстановление первого платья их вдохновили портреты жен Сигизмунда II Августа, Елизаветы Австрийской и Барбары Радзивилл. Другое имитирует костюм богатой горожанки. Материалом для творчества послужили… шторы, ведь сейчас тема повторного использования материалов в тренде. Частично помогли в работе лекала современных модельеров, выполнивших реконструкции женских платьев из Несвижского дворца. Примеряли на себя. Девочки искренне признаются, что не все получалось сразу, приходилось по несколько раз переделывать некоторые детали платья. У портных тех веков были свои секреты и способы добиться определенного визуального эффекта. Их пришлось разгадывать современным сельским девчонкам. И удалось!
Разные идеи и темы для исследований, но общее одно — интерес к познанию нового, поиски и первые шаги в большой науке со ступенек сельской школы. Важна и роль учителя: большинство из собеседников признались, что такую работу с детьми из разных классов ведут постоянно. Жизнь показывает, что из небольших проектов иногда вырастают серьезные научные дела. А кто-то находит свое призвание. Главное — они востребованы и получают поддержку и признание.