В Национальном художественном музее под «Девушкой» Филиппа Малявина обнаружили натюрморт с цветами

Слой за слоем

Филиппа Малявина, выдающегося русского художника и ученика Ильи Репина, помнят в основном по изображениям крестьянок в цветастых платьях — не зря во всем мире мастеру досталась слава главного «певца русских женщин». В собрании Национального художественного музея Беларуси имеется несколько живописных и графических работ мэтра, однако на этой неделе все внимание арт-сообщества было приковано лишь к одной — «Девушке», созданной в начале 1900‑х. В прошлом году картина проходила плановую проверку, при которой вдруг выяснилось: оказывается, «Девушка» сдублирована на другой холст. Проще говоря, под картиной есть еще одно произведение!

Сейчас обе работы представлены в НХМ.

Не иначе как подарком свыше называет эту находку генеральный директор НХМ Анна Кононова:

— В юбилейный для музея год Вселенная сделала нам грандиознейший подарок. Это настоящее чудо. Реставрационные работы длились почти год и на сегодня уже закончены, однако наши исследователи продолжат работу по атрибуции картины.

Что интересно, малявинская «Девушка» — персона в арт-мире достаточно известная. Картина выставлялась в том числе на персональной выставке Филиппа Малявина в 1969 году и даже выезжала на художественные гастроли во Франкфурт-на-Майне. Однако за все это время ни разу не имела проблем, требующих серьезного реставрационного вмешательства. Пока не попала в руки Юлии Мисюченко — того самого реставратора, совершившего незаурядное открытие. Именно она первой отметила, что обратная сторона «Девушки» закрашена довольно плотным слоем коричневой краски, под которой, возможно, есть что-то еще. Рентгеновское исследование догадки Юлии Вячеславовны подтвердило: авторский малявинский холст оказался сдублирован на другой. Тогда же началось самое сложное — разделение холстов. Юлия Мисюченко не скрывает, что работа требовала хирургической тонкости и точности:

— Разделение холстов в данном случае представляло собой огромную сложность. Обе живописные работы нужно было максимально сохранить, не допуская повреждений, заломов и утрат.

Таким образом, спустя год коллекцию НХМ пополнило еще одно полотно — натюрморт с цветами неизвестного (пока!) автора. Полученные в процессе реставрации данные позволили музейщикам с некоторой уверенностью говорить о том, что картина была создана в период с 1927 по 1945 год. Но была ли корзина с цветами спрятана специально? Сколько она может стоить? И узнаем ли мы когда-нибудь имя художника? Все эти вопросы по-прежнему остаются открытыми. Но точно сходятся специалисты в одном: это работа мастера с профессиональным образованием, которая обладает несомненной художественной ценностью.

Сейчас и «Цветы», и «Девушку», висящие бок о бок, можно увидеть в главном корпусе НХМ. По словам гендиректора Анны Кононовой, в будущем возможна организация выставки одной картины:

— Хочется рассказать зрителям эту невероятную историю, показать, сколько усилий приложили реставраторы, раскрывая это чудо. Так что, думаю, выставке быть.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter