Владимир Хилькевич. Задержаться у ворот рая.
Издательство «Четыре четверти», Минск, 2018
Каждый, подумав о деревне, вспомнит какую-нибудь бабушку, одиноко сидящую на лавке, добрым взглядом любующуюся на мир Божий. Такую, как героиня романа Владимира Хилькевича Василина. «Самые внимательные могли догадаться, что у нее на душе. В глазах читалась простая и ясная мысль: «Погоди, торопливая жизнь. Не спеши забирать ключи от своего зеленого дома. Я привыкла к нему за все отпущенные мне годы и считаю своим. А если так положено, надо уходить, то дай хотя бы собраться: насмотреться на тебя, ненаглядную, поцеловать взглядом каждую светлогривую головку из тех, что подсолнухами прорастают по утрам в соседних дворах, а затем выкатываются на улицу и смотрят на меня, старуху, испуганными глазенками, как на невесть зачем завалившийся за печку драный чулок — что за проява эта бабка? Дай надышаться хоть пылью неедкой, мягкой, хоть утренними росами — ты же знаешь, раньше не до них было, дышала и то через раз. Все думала: потом поживу, после вдоволь наживуся, апосля, ага...»
Известный журналист и писатель Владимир Хилькевич раскрывает историю Василины, когда-то смелой рыжеволосой красавицы, а теперь — странной старухи, вновь и вновь проживающей судьбы пятерых своих детей. Очень жаль, что роман написан не на белорусском языке, хотя автор старается передать особенности речи сельчан — ведь здесь много колоритных деталей деревенского быта. Автор не приукрашивает ни историю села, ни его жителей, способных и на подвиги, и на предательство, пересыпает повествование забавными и грустными историями, которые невозможно выдумать. Да, герои обладают «закрепленным» за белорусами качеством — терпеливостью. Но они же и горячи по натуре, могут, если что, за колья схватиться... И право на запретную любовь отстоять. И обмануть жестоко и весело... Все, как в жизни. А в жизни так важно иногда остановиться возле одинокой деревенской бабушки, послушать ее сказки и были и ощутить себя частью своего народа.
Диана Сеттерфилд. Пока течет река.
Азбука, Москва, 2019
«Стоял себе когда-то тихо-мирно трактир на берегу Темзы у Рэдкота, в полном дневном переходе от истока реки».
Роман известной английской писательницы начинается, как сказка, — собственно говоря, это главный манок стиля Дианы Сеттерфилд. Правда, если начинается все сказочно-мистически, то потом запутывается в «сериальный» мелодраматический клубок. Викторианская эпоха. В трактир «Лебедь» приходят послушать или рассказать что-то удивительное. Пятьсот лет назад неподалеку произошла битва, а «Когда подобные битвы случаются у самого порога вашего дома, а потом истлевающие трупы отравляют вашу питьевую воду, вполне естественно, что вы потом будете без конца пересказывать эту историю. И в силу множества повторений постепенно разовьете свой талант рассказчика». Читателю остается гадать, не переместился ли он в одну из очередных трактирных баек? Тяжелораненый мужчина с мертвой девочкой на руках вваливается в трактир... И падает в беспамятстве. Девочка, по всем признакам мертвая, спустя какое-то время оживает. И тут начинается мелодрама. Потому что три семейства опознают в малышке родственницу... У каждого семейства — запутанная драма: незаконнорожденные и погибшие младенцы, беспутные сыновья, обманутые родители... Разгадки же нет, все покрыто мраком мистики.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Обзор книг Владимира Хилькевича «Задержаться у ворот рая» и Дианы Сеттерфилд «Пока течет река»
Сказки в стиле кантри
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.