«Приключения Буратино»: малоизвестные и любопытные факты о любимом советском фильме-сказке

Скажите, как его зовут?

В этом году национальная киностудия «Беларусьфильм» отмечает 100-летний юбилей: давайте по случаю вспомним культовые картины, полюбившиеся зрителю. Наверное, каждый из нас хоть раз видел прекрасный детский фильм «Приключения Буратино», снятый в 1975 году. Сказка, которую можно смотреть всей семьей. Добродушная лента с ноткой веселья и беззаботности тронула сердца миллионов людей и продолжает нас радовать.

Путевка в большое кино

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» — повесть-сказка советского писателя Алексея Толстого, представляющая собой литературную обработку сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Экранизировали отечественную историю в СССР на «Беларусьфильме» — культовая телепремьера состоялась 1–2 января 1976 года. Советский двухсерийный музыкальный телевизионный фильм не оставил зрителя равнодушным. 

Кратко напомним сюжетную линию: к пожилому и добросердечному бедняку Карло попадает живое полено, из которого одинокий старик делает себе маленького сына. Деревянный Буратино получился веселым, дерзким, шумным и доверчивым. Он оказывается в плену Карабаса-Барабаса, затем попадает в лапы Лисы Алисы и Кота Базилио, но мудрая Черепаха Тортилла помогает Буратино.

«Приключения Буратино» — легендарный музыкальный фильм, но снят был в довольно непростых условиях. К сожалению, сегодня с нами осталось очень мало персон, причастных к его созданию, — все-таки со времен съемки прошло почти 50 лет. Главный оператор советской кинокартины Юрий Елхов вспоминает, как это было:

— Я был молод, только окончил Всероссийский государственный университет кинематографии имени Герасимова, полгода сидел без работы, но очень хотел снимать. Российский режиссер-постановщик Леонид Нечаев приехал в Минск и стал собирать съемочную группу, проводить кастинги. Свободных операторов тогда было не сыскать. Опыта создания игровых картин не было, не снимал большого кино, но мне посчастливилось получить такой шанс. Хорошо помню, как зашел в кабинет режиссера, тот величественно восседал на кресле за столом и казался очень серьезным. Мы поговорили, и он меня утвердил. Фильм «Приключения Буратино» стал для меня путевкой в большой кинематограф, стартом карьеры. Позднее я снял 135-минутную сказку-мюзикл «Про Красную Шапочку» и много других достойных картин.

Улыбка до ушей

Главного актера, который сыграл Буратино, нашли не сразу. 10-летний Дима Иосифов не был профессионалом и не мечтал сниматься в кино. Он занимался музыкой, спортом, был очень занят после школы. Помощник режиссера приметил парнишку абсолютно случайно и сразу понял — вот он, центральный персонаж! Активный, артистичный, смышленый мальчишка лучше всех подходил на эту роль. И Иосифов прекрасно справился с возложенной на него задачей, хоть и было непросто. Например, целый день ходить с накладным носом. Грим наносили по два часа каждый день, и он доставлял много проблем — настоящий нос нельзя было почесать, не разрушив всю конструкцию, с ней юному актеру трудно было смеяться или морщиться.

— Всех поразила улыбка Димы — до ушей! Очаровательный парень, очень талантливый, — рассказывает Юрий Елхов. — Вообще у нас собралась замечательная команда — все молодые, полные энтузиазма, готовые работать за идею и небольшие деньги. А платили и вправду мало. Чтобы вы понимали, подобная телевизионная картина тогда считалась кино второго сорта. Если сравнивать с лентами для проката, то бюджет на телекартину выделялся в два раза меньше, гонорары — тоже в два раза меньше, времени на съемку — тоже в два раза меньше. Сняли за два месяца.

Главный оператор «Приключений Буратино» вспоминает, как делались декорации к фильму. Например, поляна Мальвины была сооружена из мешковины, которую покрасили, а затем пришили бумажные цветы, что мастерила вся съемочная группа своими руками. Театр Карабаса-Барабаса — это четыре палки, между которыми натянули ткань. Черепаха Тортилла восседает на троне, плавающем по пруду, — это сооружение из досок на четырех старых автомобильных шинах. Самый дорогой элемент декора — дупло, где Буратино разговаривает с пауками. 

— Вокруг фильма постоянно ходило много слухов и легенд, не всегда верных. Например, что дугообразный мост, на котором танцуют лягушки-пловчихи, находится где-то в Крыму и его даже кто-то видел. Это не так. Мост мы сооружали сами, и находилось это под Минском, — делится Юрий Александрович. — Чтобы продолжить съемки в Крыму, мы очень экономили на всем. 

Группа объездила весь полуостров. Например, «Поле чудес» снималось на территории заповедника «Херсонес Таврический», а сцена, где Лиса и Кот рассказывают Буратино о «Стране дураков», — у Байдарских ворот. Еще съемки велись в Ялте, в Кореизе, около горы Ай-Петри. 

— Эпизод с подвешиванием Буратино на дерево снимали на склоне настоящей горы. Мы, конечно, были сумасшедшими, ведь работали совершенно без страховки! Если бы сломался сук дерева, куда на веревки подвесили Буратино, это бы очень плохо закончилось и для него, и для меня, который снимал, лежа под ним на земле. Но мы тогда не думали — занимались творчеством, были полностью в него поглощены. Делать так, конечно, очень опасно и совершенно не стоит, — улыбается главный оператор культовой советской картины. Хотите пересмотреть ленту и окунуться в детство?

uschenchik@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter