Раньше сельское хозяйство этой страны базировалось на экспорте зерна, теперь — мяса.
ЭТА скандинавская страна неслучайно считается признанным лидером в области свиноводства, а ее технологии в этой отрасли — одними из самых современных в мире. Почему? Факт, который поразил нас, белорусов, — на 5 с лишним миллионов датчан приходится 21 миллион свиней! То есть практически по четыре на каждого человека! Стоит ли удивляться, что на этой отрасли во многом держится благосостояние целого государства…
Вот что рассказал порталу agro.tton руководитель отдела научно-исследовательской организации «Датское свиноводство» Мартин Андерссон:
— В Скандинавии свинья была домашним животным еще со времен каменного века — об этом говорят свиные кости, которые археологи находят во время раскопок в очагах первобытных людей. Однако многие века в Дании практиковалось лишь примитивное свиноводство: всего лишь двести лет назад большие стада свиней паслись в лесах либо бродили по улицам Копенгагена, подъедая отбросы. Разумеется, антисанитария в датских городах была ужасная, но окончательный запрет на свободный выгул свиней был введен лишь в 1890 году. По-настоящему же свиноводство начало развиваться в Дании лишь с началом эпохи индустриализации.
В период 1880 годов датское сельское хозяйство претерпело серьезные изменения. Если ранее оно базировалось в основном на зерновом экспорте, то теперь — на продаже продуктов животноводства. Причина — затяжная полоса неурожайных лет, а также появление на мировом рынке конкурентов из Аргентины, США и России, резко сбивших цены на датское зерно.
Другим мощным стимулом развития свиноводства стала смена потребительских вкусов в Англии — одном из важнейших экспортных рынков Дании. Выросли требования англичан к традиционным ветчине и бекону. И если раньше здесь ценились ирландские сорта свинины, жира от которых хватало еще, чтобы пожарить картошку, то уже к началу ХХ века постное мясо из Дании окончательно завоевало сердца британских домохозяек. Что касается Германии, то для местных покупателей отправляли живых свиней самой жирной ютландской породы. Так что к концу XIX века на бойнях в Гамбурге уже забивалось датских свиней больше, чем по всей Дании в целом.
— Что из себя представляет датская порода домашней свиньи?
— То, что мы называем сегодня датской породой свиней, — результат скрещивания двух или более пород. Сейчас в селекционном производстве используют четыре породы — датский ландрас, йоркшир, хэмпшир и дюрок. Чистопородную же датскую свинью легко отличить по удлиненному туловищу и большим висячим ушам. Эта порода наилучшим образом подходит для производства бекона, так как характеризуется высоким содержанием в туше постного мяса и тонким слоем подкожного шпика.
— Почему именно датчане вывели свиноводство на уровень высших мировых стандартов?
— Дания — маленькая страна, но она может обеспечить продовольствием более 25 миллионов человек, что в пять раз превышает ее собственное население. Если рассматривать датское животноводство, где занято около 16 тысяч фермеров, то можно видеть, что здесь идет неуклонное сокращение числа животноводческих хозяйств с одновременным повышением их производительности. У большинства датских фермеров разведение свиней — побочное занятие, собственно же свиноводством занимаются около 7 тысяч человек, и вот именно эти люди дают около 70 процентов всей продукции. В Дании очень серьезные требования к свиноводам. Будущие фермеры обязаны окончить сельскохозяйственную школу, дающую высокий уровень знаний. Кроме того, в стране существует и развитая система консультационных служб, ветеринары и сельскохозяйственные советники всегда готовы прийти на помощь фермеру. Неудивительно поэтому, что сегодня датское племенное свиноводство считается самым лучшим в мире.
— Как вообще происходит процесс выращивания свиней?
— Одна свиноматка дает приплод от 13 до 14 поросят, что происходит два раза в год. Первые пять недель молочные поросята проводят с матерью, а потом их переводят в загон для молодняка, где приучают к твердым кормам. При этом у них стачивают клыки и обрезают хвост — животные в этом возрасте очень активны и, заигравшись, кусают друг друга, что нередко приводит к ранениям. В загоне поросята набирают вес до 30 килограммов, после чего их переводят на участок откорма. После того как животное достигло 110 килограммов живого веса, оно готово к отправке на бойню. Раньше свиней забивали с помощью механического пистолета или тока, но сейчас животных пропускают через камеру с углекислым газом. Из специальной литературы известно о механике скотобойни, который по ошибке попал в такую установку, — человека удалось спасти, и, по его словам, он ничего не чувствовал, прежде чем потерять сознание. Мы проводили замеры уровня гормонов у забитых свиней, чтобы понять, ощущают ли они страх или боль. Результаты свидетельствуют, что углекислый газ — это, пожалуй, самый гуманный метод умерщвления.
— А как сами датчане относятся к этому животному? Ведь, например, в датском языке «свинья» — ругательство практически нецензурное.
— Свинья — это датское национальное животное, которое играет большую роль в повседневной жизни датчан. Ведь экспорт свинины составляет 10 процентов от объема всего датского экспорта, а свиноводство обеспечивает работой до 80 тысяч людей, так что значение этого животного для датской экономики невозможно переоценить. Что же касается вклада в культуру, то в Дании свинья с давних пор — символ бережливости, откуда и идет традиция делать копилки в виде этого животного. Так что отношение к ней скорей двоякое: да, это некрасивое, дурно пахнущее животное, но у него немало и хороших качеств, которые признаются человеком. По крайней мере, датчане это точно признали: в центре второго по величине датского города Орхус прямо напротив городской ратуши поставлен памятник свинье, окруженной карабкающимися на нее поросятами. Изначально композиция «Поросячий колодец», созданная скульптором Моэнсом Беггильдом в 1941 году и переданная в дар городу, была гранитной, однако из-за частых актов вандализма было решено отлить бронзовую копию памятника, а оригинал сейчас украшает территорию Сельскохозяйственного центра в городе Скейбю.
Знак качества – «счастливая хавронья»
В Германии ни один поросенок не погибает зря
ВЕСЬ свиноводческий комплекс этой страны работает на максимальное сокращение издержек и максимально эффективное производство по каждой животной особи. «Ни одна свинья не погибает зря» — таков лозунг, например, мясопереработчиков компании West Fleisch, пишет «Эксперт-онлайн». Только на одном этом предприятии с оборотом 2 млн. евро в день забивается 9 тыс. свиней. На забойное предприятие Boeseler Goldschmaus («Золотая вкусняшка») свиней отправляют 250 фермеров.
Поросята тщательно осматриваются и сортируются: максимально плодовитые, способные принести 28 особей в год, идут для селекции, остальные откармливаются и попадают на скотобойню. Расход и содержание кормов — одна из главных составляющих мясного бизнеса. «Свиные» диеты немецкие фермеры скрывают даже друг от друга. Но каждый рассчитывает их максимально результативно. Например, свинья получает чип, который считывает кормушка и выдает ей тот состав корма и в том количестве, который максимально подходит именно для нее. Диеты по степени калорийности меняются практически еженедельно по мере роста, состояния животного и планируемых параметров для производства — веса, жирности и пр.
На фермерских предприятиях и заводах — практически безотходное производство. Это еще одна статья минимизации производственных издержек. Так, руководитель предприятия по откорму поросят в г. Эмстек Вилли Петерс рассказал, что имеет в собственности землю 230 га, на которой выращивает картошку (50 га), кукурузу (170 га) и держит свинарник с поросятами. Картофель Петерс продает производителю чипсов, кукурузу использует на корм поросятам, на продажу, а также для производства биотоплива. Туда же идет и свиной навоз. «Получается практически безотходное производство. Затрат на энергию нет никаких. Мало того, биотопливо продается всем соседям деревни, где находится ферма, и за это Петерс получает еще и бонус от государства — 19 центов за 1 кВ/ч производимой экологически чистой энергии. Чистая прибыль подобного фермерского хозяйства может достигать 2 млн. евро в год.
Немецкий фермер абсолютно точно знает, сколько на каждую свинью уходит воды, энергии, еды и пр. И рассчитывает себестоимость производства вплоть до цента.
Фермерский бизнес в Германии семейный. В среднем на свиноферме, где содержится 5 тыс. свиноматок, работают 15—20 человек, в России — 80—90 (несколько лет назад — и все 150). Такие результаты достигаются благодаря четкой организации труда и автоматизации процессов.
Вся свиноводческая отрасль продвигает общую маркетинговую программу, настраивающую потребителя на покупки. На это идут немалые инвестиции, которые, впрочем, приносят неплохой результат. Последнее ноу-хау в Германии называется «забота о животных». Не так давно здесь был разработан знак качества «Счастливая свинья», который должен красоваться на упаковках товара. Значку соответствует продукция, сделанная из свиньи, которая прожила счастливую жизнь (она определяется 16 параметрами). А именно: находилась в удобном загоне, имела 2,5 кв. м жилой площади, дышала свежим воздухом в свинарнике, не нервничала, хорошо питалась и не получила искривления копыт из-за слишком твердого пола. На убой счастливую свинью доставили за полчаса, перед убоем она находилась в просторном помещении и отключилась перед смертью в газовой камере на четвертом вздохе.
Результат в цифрах. Производство на предприятиях растет на 5—8 проц. ежегодно. А Германия — крупнейший производитель свинины в Европе (общее поголовье — более 26 млн. свиней).
Анжелика МИЛЬТО, «БН»