Этот законопроект напрямую связан с вопросами информационной безопасности и информационного суверенитета, уверен депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:
Фото из архива «СБ»
— Сегодня Беларусь сталкивается с беспрецедентно высоким уровнем угроз в медийном поле. СМИ и их аналоги (новостные агрегаторы, сетевые издания, интернет‑площадки, новые медиа, соцсети) выступают не только инструментами дискредитации конституционного строя, как это было ранее, но и широко используются для вербовки и вовлечения в противоправную деятельность наших граждан. Очевидно, что к выборам 2024 года перечисленные риски будут только нарастать, поэтому законодателем принят ряд превентивных мер для контроля тех ресурсов, которые работают в правовом поле.
Одно из новшеств — это симметричные меры в отношении недружественных государств. Депутат комментирует эту норму так:
— Сегодня против Беларуси действуют санкции со стороны примерно 50 стран, и по понятным причинам мы не собираемся предоставлять им легальную площадку для работы внутри страны.Запрет деятельности иностранного СМИ повлечет за собой не только запрет на распространение информации, но и на легальную работу в стране: лишение аккредитации, закрытие корпунктов, ограничение доступа через белорусских интернет‑провайдеров и прочее. Не секрет, что под журналистским прикрытием зачастую ведется разведывательная деятельность иностранных государств.
Председатель Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев отмечает, что законодателями в части изменения этого закона была проделана хорошая работа. Он также рассказал, что Белорусский союз журналистов, редакции СМИ неоднократно обращались к депутатам, вносили свои предложения, чтобы упорядочить работу информационного рынка страны, сделав его более прозрачным и понятным, а также предложения касаемо ответа на ту беспрецедентную санкционную политику, которую западные страны предпринимают в отношении белорусских журналистов:
Фото из архива «СБ»
— Мы должны защищать своих журналистов, свои СМИ и в первую очередь думать об их развитии, поскольку это наше информационное поле.
Андрей Кривошеев напоминает, что на протяжении более 15 лет наши западные партнеры применяют обширный инструментарий давления на белорусские СМИ:
— Наше законодательство в этой части оставалось одним из самых либеральных, свободных и открытых для работы иностранных журналистов и редакций, в том числе тех, которые проводят явно недружественную редакционную политику, публикуют фейковую недостоверную информацию, обслуживают интересы недружественных государств против интересов Республики Беларусь.Председатель Белорусского союза журналистов также отметил, что в документе более четко прописаны статус и работа новостных онлайн‑агрегаторов в белорусском информационном пространстве, учтена позиция создателей и модераторов этого контента. Еще одно большое направление — учет реалий сложившегося медиаландшафта нашего государства. И в этом вопросе, отмечает Андрей Кривошеев, Беларусь догоняет законодательные новации других стран:
— Здесь нет ничего революционного или неестественного. Большинство из этих механизмов в той или иной части, а зачастую в более жестком законодательном виде отрегулированы в государствах Европейского союза, США, Канады и Российской Федерации. В частности, здесь можно вспомнить несколько этапов ужесточения подходов к работе онлайн‑медиа в законодательстве Франции, Германии, США и других стран.
isaenok@sb.by