Корреспондент «СГ» на скромном городском велосипеде докатила до сельской местности и открыла для себя ее красоты
Обзавелась веложилетом, обвешалась фонарями и отправилась за город. Апрель — традиционное время всемирной акции «30 дней на велосипеде». Суть ее проста: каждый день на протяжении всего месяца нужно обязательно провернуть педали двухколесного транспортного средства вокруг их трудовой оси, даже если холодно, голодно и очень хочется под одеялко. Я с удовольствием присоединилась к акции, чтобы испытать свои силы и доказать, что при должной настойчивости на скромном городском велосипеде можно докатиться до сельской местности и по-новому открыть для себя ее красоты.
Деревня Чёнки.
Засветись!
Апрель выдался непредсказуемым и разнообразным. Крутить педали довелось и в дождь, и в бурю, и под палящим солнцем. И раз уж с городскими улицами в Гомеле я научилась справляться довольно сносно, пришла пора бросить себе вызов и отправиться покорять другие населенные пункты.
Вызов — это не преувеличение. Велосипед у меня, конечно, большой, но по функционалу очень скромный: городской, без скоростей, приводимый в движение исключительно моей невпечатляющей мускульной силой. И все же нас с велонапарником было не остановить. Мы отнеслись к процессу серьезно и даже проконсультировались в ГАИ: чем оборудоваться и как правильно двигаться. Инспектор отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Гомельского облисполкома Дарья Ткачева лично проверила исправность тормозов, наличие катафотов и фонарей (впереди белого, сзади красного) для движения в темноте, при плохой видимости и подчеркнула:
— Вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами, за исключением движения по велосипедной дорожке.
Я тут же обзавелась светящимися ремнями в форме жилета и строгими наставлениями: двигаться по велосипедной или пешеходной дорожкам, обочине, тротуару. А на дорогу выезжать, в случае если их совсем нет или проехать по ним невозможно. И только на расстоянии не далее одного метра от правого края проезжей части, следя, чтобы белая линия, обозначающая края, была всегда слева.
Остановка первая: Чёнки и Севруки
К мосту, за которым раскинулись уютные поселки Чёнки и Севруки, меня привела велодорожка. Правда, совсем узкая, делить ее надо было с пешеходами. Сам мост трясся от проезжающего транспорта и будто призывал вернуться домой, но открывшийся вид все затмил. Собственно, сельской местностью в традиционном представлении эти земли язык не поворачивается назвать. Уютные многоэтажки и роскошные коттеджи над рекой вполне претендуют на звание элитного уголка Гомельского района.
Поселок Чёнки — местная здравница. Количество санаториев, детских лагерей отдыха, центров реабилитации на квадратный метр здесь просто зашкаливает. Оно и неудивительно: свежайший воздух, густые леса и полноводный Сож. В этих краях запросто можно встретить иностранного туриста, вкушающего белорусское санаторно-курортное лечение. Даже встречных велосипедистов зачастую останавливают вопросом:
— Извините, вы местная?
Я, прикинув количество километров до Гомеля, честно ответила:
— Почти.
И проинструктировала гостей здравницы, куда сходить, что посмотреть и чем подышать. Сама усиленно искала местный пляж, пока не сообразила, что он как раз где-то под водами разгулявшегося Сожа. Паводок, хоть и не сильно буянит, пока откланиваться не собирается.
Чёнки имеют героическую историю: летом 1941 года здесь действовал оперативно-учебный центр, где подготовили более двух тысяч диверсантов, разведчиков и подрывников для работы в тылу врага. А в феврале — июле 1944-го в Чёнках располагался штаб белорусского партизанского движения. Напоминанием служит небольшой мемориал в центре поселка. А чуть дальше находится братская могила: здесь похоронены три тысячи воинов, которые погибли в борьбе против немецко-фашистских захватчиков при форсировании реки Сож.
Крутим педали в соседние Севруки. Соседние — это не преувеличение: населенные пункты словно слились в один, так что и местные порой не совсем отличают, севруковцы они или чёнковцы. А вот здесь рекомендую побывать любителям сакральной архитектуры. Почти на выезде из деревни расположен скромный, но очень знаковый храм святой преподобной Манефы Гомельской. Она была местной жительницей и удивительной женщиной. Запомнилась людям своим оптимизмом и веселым нравом, несмотря на все трудности, которые уготовила ей жизнь. Не могла ходить, испытывала боль и страдания, но изо всех сил изгоняла из людей уныние. Хороший пример для тех, кто думает, что не осилит! Поэтому даже встречный ветер на пути домой не лишил меня велоуверенности!
Остановка вторая: Узы
Деревушка Уза Бобовичского сельсовета часто привлекает к себе любителей двухколесного транспорта.
Причин несколько. Во-первых, туда от окраины Гомеля ведет пешеходная (ну, будем считать, что и велосипедная) дорожка вдоль леса. Едешь себе спокойно, глубоко вдыхаешь сосновый воздух, не дергаешься от обилия машин, и только самокатчики со свистом обгоняют тебя на поворотах.
Во-вторых, местным велосипедистам хоть раз в жизни положено съездить на «водопадик». Вообще здесь сеть мелиоративных каналов, много шлюзов и прочих технических устройств, и в одном из подобных узлов вода периодически красиво срывается метра на полтора вниз. Осенью оттуда привозят шикарные фотки, когда заполонившие берега заросли чего-то для меня загадочного становятся зелено-бордовыми.
В-третьих, Уза — это сосредоточие художников и творцов! Уж не знаю, в какой момент истории здесь массово стали оседать толпы креативных товарищей. Городище раннего железного века было, во владении генерала-фельдмаршала графа Румянцева-Задунайского деревня числилась, мельница, круподробилка, сукновальня функционировали. В 1868 году помещик Филончик даже держал здесь питейный дом. А вот про художников ни слова. Тем временем что ни подворье, то красота: колодец — розовый, на воротах Мерилин Монро нарисована, а вместо пня — башенка Рапунцель!
Остановка третья: Плёсы, Мичуринская, Поколюбичи
Я успела посмотреть на широко разлившийся Сож возле деревни Плёсы, а велосипедисты с опытом научили меня ездить туда не по автомобильной дороге, а через дивную березовую рощу. Узнала, что в агрогородок Мичуринская, куда от моего дома на двух автобусах добираться около полутора часов, на велосипеде через окраины города и железнодорожный переезд можно попасть за минут 40, чтобы насладиться цветением яблоневых садов местного хозяйства. В Поколюбичи хорошо ездить, чтобы любоваться взлетающими из Гомельского аэропорта самолетами: как раз над агрогородком борт закладывает вираж и ложится на курс. А еще поняла, что обожаю путешествовать по деревням в это время года из-за аистов. Их в последние годы у нас становится все больше и больше, по несколько гнезд на каждой улице вьют. Когда ты крутишь педали, а над твоей головой проносится ширококрылое чудо природы, жизнь становится интереснее, независимо от прогноза погоды.