В Томске прошел форум «Вклад белорусского народа в развитие Сибири»

Сибирская семья

В ТОМСКЕ прошла Всероссийская научно‑практическая конференция с международным участием «Вклад белорусского народа в развитие Сибири». Мероприятие было организовано Национально‑культурной автономией белорусов Томской области совместно с Томским педагогическим университетом и Томским областным краеведческим музеем имени М. Б. Шатипова в рамках проекта, поддержанного российским Фондом президентских грантов. О чем шла речь на конференции, нам рассказала руководитель диаспоры белорусов Томской области Любовь Адаскевич.
Традиционными для белорусов-сибиряков стали обрядовые праздники и мастер-классы.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

— Любовь Александровна, для начала уточним: сколько белорусов живет сегодня в Сибири?

— Мне сложно назвать цифру по всей Сибири. В Томской области, по официальным данным, проживает около трех с половиной тысяч. Но это далеко не точная цифра, потому что сегодня есть очень много обрусевших белорусов, которые в большей степени идентифицируют себя с русскими.

— А что это были за люди, которые в свое время приехали в Сибирь?

— Самые разные, все зависело от конкретного исторического периода. Первые переселенцы были из числа служилых и пленных «литвинов», о них упоминается в документах XVII века. Уверенно о массовом переселении в Сибирь можно говорить с конца XIX века и в период Столыпинской реформы. Ехали тысячи семей, кто по нужде, кто добровольно, в основном это были крестьяне. С годами картина менялась. Например, миграция белорусов в советские времена — в 50—80‑е годы XX века — была связана в первую очередь с крупнейшими сибирскими стройками. Менялся и социальный статус переселенцев. Теперь это были не деревенские жители, а квалифицированные рабочие и интеллигенция. Приезжало много специалистов в нефтегазовой отрасли, ученых, врачей и учителей. Переселение происходило преимущественно в города. Причины, по которым переселялись люди, очень разные. Например, я в свое время в Томск отправилась совершенно не по зову сердца, а в результате сложившихся семейных обстоятельств.

— Можно ли сегодня проследить историю белорусов‑переселенцев?

— Наша автономия в сотрудничестве с Томским областным краеведческим музеем проводит исследование истории семей белорусских переселенцев времен Столыпинских реформ. При поддержке Фонда президентских грантов реализуем проект «Мои предки — из Беларуси». Ученые и волонтеры, представители автономии занимаются изучением архивных документов, берут интервью у потомков белорусских переселенцев. В рамках проекта «Мои предки — из Беларуси» создали справочник на основе документов Казенной палаты, хранящихся в Госархиве Томской области. Справочник размещен на сайте РООНКАБТО https://belarus‑tomsk.ru. А на нашем сайте www.belarus‑tomsk.ru можно проследить историю последующих массовых переселений белорусов.

— Если говорить о вкладе белорусов в развитие Сибири, то каков он?
фото из личного архива


— Он огромен и в каждую эпоху имел свое «лицо». В годы Столыпинской реформы белорусы активно занимались сельхозпроизводством и промыслами. Отвоевывали у тайги землю, строили деревни и села, выращивали хлеб и лен. По сути они вдохнули новую жизнь в выращивание и обработку льна, поскольку не мыслили себе хозяйство без этой культуры. А вот старожилы‑сибиряки предпочитали покупные ткани. Белорусы ткали на кроснах даже после Великой Отечественной войны. В эпоху больших советских строек выходцы из Беларуси принимали активное участие в создании топливно‑энергетического и транспортного комплекса Сибири. Только на строительстве Братской ГЭС трудились почти 2,5 тысячи белорусов. Они участвовали в строительстве Сургутской ГРЭС, Саяно‑Шушенской и Усть‑Илимской ГЭС. Всего не перечислить...

Сегодня немало выходцев из Беларуси занимают руководящие посты в нашей Томской области: это зампредседателя Законодательной Думы Томской области Александр Куприянец, глава администрации Кировского района Томска Валентина Денисович, руководитель Центра медицинской профилактики в Томске Елена Линок, профессор Томского политехнического университета Александр Малышенко. Я сама работаю директором муниципального учреждения. Список этот большой, в нем ученые, врачи, журналисты, предприниматели...

— Вы сама белоруска, но уже 30 лет живете в Томске. Что для вас значит Сибирь?

— Сибирь для меня стала вторым домом. Конечно, Беларусь — это моя Родина, где я родилась и выросла, но здесь моя работа, моя семья и друзья. Если создать собирательный образ сибирского белоруса, то он таков. Это добрый, отзывчивый, открытый и толерантный человек с богатой исторической памятью. Когда в городе проводятся культурные мероприятия, то всегда обращаются к нам за помощью. Мы, можно сказать, в этом деле главные заводилы, объединяем усилия всех национальных объединений Томской области. Сейчас готовимся к празднику «Мы живем в России», он посвящен Дню Конституции.

— Как сегодня белорусы хранят культурное наследие?

— У нас действуют несколько творческих коллективов, которые регулярно выезжают в места компактного проживания белорусов с концертными программами. Традиционными стали тематические встречи, обрядовые праздники, мастер‑классы. Много кукол и рушников, привезенных из Беларуси представителями диаспоры. В 2019 году Республиканский центр национальных культур Минска подарил нам 22 комплекта национальных костюмов.

В Доме детства и юношества «Факел» есть белорусская хатка. В ней воссоздан быт белорусского крестьянина: печь, ухват, прялки, утюги, другая утварь. Здесь мы тоже проводим свои мероприятия. Ведем прямой диалог и с педагогами, и с детьми, надеемся, что они понесут эстафету дальше.

В сельском парке Околица находятся национальные подворья, одно из них — белорусское. Как только в парке праздник, выезжаем туда. В этом году на белорусское подворье заглянул губернатор Томской области. Его заинтересовал мастер‑класс по вырезанию из дерева предметов белорусского быта. Мастер‑класс проводили наши гости из Беларуси. Так что белорусские традиции живут. Недавно к нам приезжал из Минской области собиратель и хранитель народных традиций этнограф Сергей Георгиевич Выскварка, рассказывал о народном костюме, показывал, как белорусы повязывают платки и намиты. Теперь мы сможем это повторить на своих занятиях...

— А как у вас изучают белорусский язык?

— Я сама учитель русского языка и литературы, но, конечно, говорю и на «беларускай мове». Дома с дочкой и внуком говорю на двух языках. Белорусский язык в нашей автономии мы изучаем на песенном и стихотворном материале. У нас есть день, когда я читаю сказки на белорусском языке.

— Как оцениваете результаты конференции?

— На форум собрались белорусы из разных уголков Сибири и Алтайского края и, что самое ценное, из самой Беларуси. Работали две секции: одна была посвящена прошлому и настоящему белорусской диаспоры в Сибири, а вторая — истории семей белорусов‑переселенцев. Второй день конференции прошел в залах Томского областного краеведческого музея, где состоялись мастер‑классы представителей делегации Беларуси и презентация проекта «Мои предки — из Беларуси!». Проект привлек многочисленных волонтеров, поставивших себе цель — восстановить историю своего рода и своей семьи.

У нас большие планы с краеведческим музеем, нашей работой заинтересовался исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.
Юлия Васильева

julia@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter