Дочь партизана Леона Здановича рассказала о судьбе известного в Березовском районе героя войны

Шумела сурово Ружанская пуща

Председатель Сошицкого сельсовета Березовского района Леон Зданович никогда не скрывал коммунистических взглядов, отстаивал интересы сельчан, был опорой для семьи. Когда началась война и немцы установили на нашей земле свой порядок, он был в числе тех, кто организовал партизанский отряд имени Димитрова на Березовщине. Оккупанты долго пытались поймать командира отделения разведки, даже развешивали объявление: «За голову Леона Романовича Здановича даем 600 марок». И находились те, кто соблазнялся на вознаграждение. Но Зданович был неуловим и нещадно громил немцев. За заслуги перед Родиной партизан награжден орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Отечественной войны I степени». В честь него названа улица в агрогородке Селец Березовского района. 

Семья Здановичей была многодетной: Витя, Саша, Слава и Рая с родителями жили в Сошице Березовского района. Всем им пришлось познать ужасы войны, голод и разруху. Раисе Леонтьевне — младшей дочери партизана Здановича — 91 год. К ней мы приехали в деревню Зубачи. Она поведала нам об отце и замученном фашистами брате Саше. 

Внучка Тамара Плотицина и дочка Раиса Кравчук.

Предал друг...

— 22 июня 1941-го, как сейчас помню, было воскресенье, — рассказывает Раиса Кравчук. — Папа сразу понял: печать из сельсовета, документы нужно срочно прятать, чтобы ничего не попало в руки гитлеровцам. 

Уже в августе он начал сформировывать партизанский отряд. Фашистам об этом стало известно: «свои» постарались…

— Односельчанин по прозвищу Цура, или Григорий Скробот, был другом папы. Знал, что тот коммунистических взглядов, что партизанит. Цура стал полицаем и предал его — рассказал все немцам, — делится Раиса Кравчук. 


Здановича схватили, пытали, стараясь выведать сведения о партизанском отряде. Об этом знает и Тамара Плотицина, внучка Леона Здановича:

— Как-то ночью к нему в камеру пришли немцы. Он лежал на земле будто без сознания. Ударили ногой в грудь и лицо, сказав: «Сдох. Как собака, сдох». Уверенные в том, что дед действительно умер, не закрыли дверь. Однако он очнулся и, хорошо зная местность Березы, пополз к выходу. Ему удалось уйти в деревню Хомичи, где жила сестра бабушки. Там его спрятали. 

Забрали самое дорогое

За голову сбежавшего партизана обещали солидное вознаграждение — 600 марок. Подолгу оставались с ночевкой в его доме: вдруг зайдет детей навестить? Но Леон Романович, конечно, знал, что туда возвращаться нельзя. Тогда фашисты отняли самое дорогое…

— Маму арестовали и повезли в Березу. Мы, дети, бежали за машиной и плакали. Потом и за нами приехали. Ее планировали расстрелять, а мы должны были на это смотреть. Когда маму вели в толпе, она кричала: «Сашенька, смотри за Раечкой и Витей, они маленькие еще». У стен монастыря в тот день расстреляли тысячи людей... После произошедшего папа искал жену, но не смог найти, — не сдерживает слез дочь Здановича. 

Как рассказала учитель истории Селецкой средней школы Ирина Олиферчик, партизанский лагерь находился в Ружанской пуще. Громкой была операция по уничтожению немецкого гарнизона (более 300 человек) в Коссово. В наградном листе Леона Здановича значится:
«Уничтожил несколько километров связи, разоблачал шпионов и диверсантов. Принимал участие в подрыве двух вражеских мостов. Хороший агитатор-пропагандист среди мирного населения. В результате добытых агентурных данных разбито и выведено из строя 10 фашистских паровозов».

Сын за отца

Вместе со Здановичем-старшим партизанил сын Саша. В сентябре 1942 года немцы узнали место дислокации отряда и подошли к нему вплотную, однако не ожидали мгновенного ответа. Не давая врагу опомниться, партизаны забросали нападавших гранатами, а после вступили в рукопашный бой. Им пришлось разделиться. Шура отбивался один.

— Он был бойким парнем, смелым, — вспоминает Раиса Кравчук. — Отстреливался до последней пули. Однако немцы схватили его и увезли в Березу. Пытали. Лежа на цементном полу в камере, Шура про себя повторял завещанную отцом фразу: «В нашем деле главное — не трусить!» И он не струсил даже тогда, когда каратели повесили на изможденное от побоев тело табличку «Партизан» и повели на базарную площадь. Тринадцатилетнего мальчишку прилюдно повесили в Березе, а двоих младших детей держали под прицелом, все еще надеясь поймать Леона Здановича. Мол, сейчас-то он точно придет. Невозможно представить, что переживал отец в те минуты. Он даже посылал своего человека на рыночную площадь забрать тело. Полицаи окружили виселицу со всех сторон, подобраться не удалось. Где похоронен Саша Зданович, неизвестно. 

За три недели до Победы

После освобождения Березовского района Леона Здановича оставили в тылу: был несколько раз ранен. Начал работать в военкомате. 18 апреля 1945-го, вспоминает Раиса Кравчук, он сказал, что едет в Брест за наградой. Однако поступила информация, что в лесах района прячутся бывшие полицаи и дезертиры. Военные выехали туда, началась перестрелка. Кто-то из товарищей крикнул Леону:

— Ложись!

А тот ответил:

— Да я и под фашистскими пулями не ложился.

Леон Зданович погиб в рукопашном бою, не дожив до Великой Победы всего три недели. 

Учащиеся Селецкой СШ в школьном музее.

Но память о нем живет в названии улицы в агрогородке Селец Березовского района. В местной школе оборудован музей, в котором Леону Романовичу посвящена экспозиция, хранятся его личные вещи, документы, переданные дочерью. Ребята вместе с педагогами проводят исследовательские работы по изучению биографии партизан района. На месте дома в Сошице, где до войны жила семья Здановичей, установлен памятник в честь героя-партизана. 


beleckaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter