Продолжаем листать старые пожелтевшие газеты, дающие уникальную возможность окунуться в прошедшую эпоху. В частности, белорусскую периодику Западной Белоруссии, находившейся в 1921–1939 годах под польской юрисдикцией.
Уже за первое десятилетие новые хозяева на «восточных окраинах» («кресах всходних») практически полностью ликвидировали белорусские школы. Те учреждения, где продолжалось обучение, стали инструментом полонизации молодежи. С каждым годом система образования все больше приобретала статус политического оружия.
В сатирическом журнале «Авадзень» школьной теме посвящено множество шаржей, иллюстраций, карикатур. Рассматривая их на старых пожелтевших страницах, сложно себе представить, как угнетенные польской властью белорусы находили в себе силы, чтобы над трудностями еще и смеяться. Скорее, юмор на злобу дня был способом абстрагироваться от безысходности.
«Посыльный пана инспектора: Человече, что несешь в мешке?
Белорус: Приговоры и декларации, что написали крестьяне, чтобы открыть белорусскую школу в деревне.
Посыльный: Я также несу приговоры, только к магазинной лавке. Инспектор сказал продать их, потому что в канцелярии нет уже места». (Перевод автора с языка оригинала. – Прим. авт.)
Или вот целая поэма на тему открытия школы в том же журнале «Авадзень»:
«Беларускай школы хочуць.
За царом яшчэ Міколам
Тут калісьці была школа,
Дзеці ў школу не хадзілі,
Вось, як школу апусцілі.
Янка, Тодар, дзядзька Клім
Доўга думалі аб тым,
Як бядзе тэй пасабіць,
Школу родную адкрыць.
Каб, урэшце, ясна сонца
Засвяціла нам ў аконца,
І асветы промень ясны
Беларус пазнаў няшчасны».
Еще одна причина сложного положения с образованием в Западной Белоруссии – нехватка средств на строительство школ. Восточным воеводствам Польши того времени было особенно тяжело.
Как отмечает доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин БарГУ, кандидат исторических наук Виталий Кривуть, средняя школа была недоступной для большинства потенциальных учеников-белорусов из-за бедности западнобелорусской деревни:
– На протяжении межвоенного периода наблюдалось сокращение числа учащихся в гимназиях. Количество гимназий также быстро уменьшалось. Государственные всеобщие школы и гимназии были превращены в инструмент полонизации местной молодежи и усиления польского влияния на «восточных окраинах».
В результате сложилась ситуация, которую ярко характеризуют слова одного ученика-белоруса: «На протяжении всего обучения я вообще ничего не услышал про свою деревню, про культуру и творчество народа, от крови и кости которого мы происходим. Никто ни слова не сообщил ни про историю белорусской нации, ни про ее литературу».
Газета «Жыццё беларуса»
«Что касается средних школ, тех немногих белорусских гимназий, которые восстали и держатся благодаря неимоверным усилиям общества и жертвенности белорусского учительства, так на основе этого закона польские власти также покушаются на белорусские гимназии, чтобы их ополячить или вовсе ликвидировать».
Газета «БеларускI звон»
Письмо читателя из Дисненского повета, в котором рассказывается об издевательствах учителя польской школы над белорусскими детьми за опоздания на уроки:
«Малые, голодные, три с половиной версты не могут ходить в школу». Любит учитель и «подарки». Не дай ему десять яиц, так он тебя обругает и «русским кацапам», и «большевиком», чего только не выдумает. Вот так поляки калечат наших детей своим языком и подобными учителями».
Из газеты «БеларускI звон» узнаем о притеснении белорусской молодежи при поступлении в Варшавский университет. В приеме документов вуз отказал по той причине, что поступающие не выполнили гражданский долг перед Польшей и не служили в польской армии в 1920 году. Не допускались на экзамены выпускники духовных семинарий. Не признавались аттестаты зрелости белорусских гимназий и других средних школ. Кроме того, перед поступлением нужно было пройти собеседование, где задавались следующие вопросы: является ли студент поляком, любит ли Польшу, служил ли в польской армии, имеет ли рекомендации доверенных особ (местных «абшарнікаў або ксяндзоў»).
Недовольство родителей несостоявшихся студентов документировали газеты того времени:
«Такую политику проводит Министерство образования в Варшаве и управление университета. За наши налоги не пускают нас в высшие школы».
В то же время молодых людей польской национальности принимали в вуз и без документов.
Польские власти пытались провести реформы в образовании – при помощи проправительственных молодежных организаций в рамках сельскохозяйственных конкурсов распространить агротехнические знания среди рабочей молодежи. Но и эта затея была обречена на провал. Виталий Кривуть рассказывает:
– Бедность и малоземелье – главная причина такой ситуации. Бедный крестьянин просто не имел средств на «культурные» расходы, связанные с просвещением.
«Трудно переоценить значение эпохального события»
…Измученный панами белорусский народ, прожив в составе Польши без малого 20 лет, мечтал вырваться из тьмы и уныния. Все эти годы не утрачивал надежды обрести свободу. Когда на территорию Западной Белоруссии 17 сентября 1939-го вошла Красная армия, для большинства людей это стало настоящим праздником.
Газета «Советская Белоруссия» в номере за 19 сентября 1939 года опубликовала обращение работников советского искусства к члену военного совета Белорусского фронта, секретарю ЦК КП(б) Пономаренко. В своей речи артисты заявили, что считают себя мобилизованными, и попросили отправить на передовую, чтобы поддержать бойцов-красноармейцев своими концертными выступлениями.
Заслуженный артист БССР Степан Бирилло говорил:
– Недалек тот час, когда все народы вольются в одну свободную счастливую семью. Мы переживаем новую эру в истории человечества!
kuzmich@sb.by
Номера газет предоставлены Владимиром Лиходедовым